Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Я и лошадь, я и бык…

В Малом зале Музея кукол до 6 мая — выставка Аллы Стрельцовой «Мужчина как предмет роскоши».

Здесь — более 60 оригинальных текстильных кукол, работы в технике валяния и вышивки, а также фотографии — сценки, снятые Аллой Стрельцовой на питерских улицах. «Сначала были фотографии, — рассказывает художница. — Подруга, преподаватель Театральной академии, их увидела, показала своим студентам, и они делали кукол по моим фотографиям. Я тоже решила попробовать». Каждой тематической подборке фотографий соответствуют куклы, а темы — «Отцы и дети», «Свадьба», «За рулем», «Работа — не волк» и т. д.

Взгляд художницы на взаимоотношения мужчин и женщин — одновременно сатирический и философский. Любая нормальная женщина на вопрос, нужен ли ей мужчина, не раздумывая ответит утвердительно, но вот на вопрос «зачем?» вряд ли есть смысл ожидать искреннего ответа. Именно это приходит на ум, когда разглядываешь работы художницы, запечатлевшей в основном могучих женщин — из серии «коня на скаку остановит» — и маленьких, словно игрушечных, мужчин. Единственный брутальный мужчина, созданный художницей, — Петр Первый, но и ему приходится иметь дело с «легковесными» соратниками: в композиции «Петр I — манипулятор» император обращается с придворными как с марионетками. Даже в цирковых сюжетах Алла Стрельцова изображает женщин-силачек, легко поднимающих на вытянутых руках представителей сильного пола. В каком качестве только не предстают мужчины «при женщинах»! Мужчина-горжетка, мужчина — спасательный круг, мужчина — домашний любимец… Богатырские женщины могут «вынести» на своих плечах даже не одного мужчину, а нескольких, как в работе «Бизнесвумен и офисный планктон».

Одна из героинь Аллы Стрельцовой энергично ловит такси, держа на руках не только ребенка, но и… правильно, мужа. Как тут не вспомнить анекдот про пьяного, лежащего в луже, — француженка, англичанка и немка, поморщившись, проходят мимо, и только наша соотечественница реагирует прямо противоположным образом: «Мужичок! И ничей!.. Такси!» Так зачем женщине мужчина? Для самоутверждения, для реализации материнского инстинкта?

«Ко мне это отношения не имеет: я верю в мужчин-рыцарей, более того — мне повезло, я такого мужчину в жизни встретила, — объясняет художница. — Но часто приходится видеть женщин, которые к мужчинам относятся как к детям, и мужчин, дающих повод именно так к себе относиться. В основном это мужчины, которых воспитывали мамы, они слишком опекали их, и мужчины, привыкнув, подсознательно искали женщин, которые точно так же будут с ними возиться».

↑ Наверх