Я играл для Летнего сада — для его деревьев, мраморных статуй, птиц!
Алексей Чижик — единственный вибрафонист в мире, играющий пятью палочками сразу
Пятнадцать с лишним лет петербургский музыкант Алексей Чижик со своим вибрафоном был такой же достопримечательностью Летнего сада, как старые липы и мраморные статуи, как порфировая ваза и решетка Фельтена.
Все эти годы частенько, придя в Летний сад, можно было услышать Моцарта или Гершвина, Чайковского или Бернстайна в его виртуозном исполнении. Многие ходили «на Чижика» специально. И вот — Летний сад закрыли на реставрацию.
Обрадуем: концерты будут продолжаться. Только в Михайловском саду. В августе Алексей Чижик со своими музыкантами открыл серию «Михайловских» концертов. Под сенью деревьев и девушек в цвету звучали произведения Баха, Моцарта, Шопена, Альбинони, Чайковского. Алексей рассказал корреспонденту «Вечёрки», чем был Летний сад в его жизни.
С УЛИЦЫ — В ФИЛАРМОНИЮ
— С Летним садом связаны все важные события моей жизни. Например, появление на свет моего ребенка. Маленьким он бегал по аллеям, пока я играл. Сейчас ему 15 лет, он сам играет на вибрафоне и мечтает выступать в Летнем саду.
На моих глазах росли дети, которых совсем маленькими приводили или даже приносили в сад. А сегодня ко мне часто подходят совсем взрослые люди и говорят: «Я вас помню, вы в Летнем саду играли!» И я понимаю, что, наверное, не сильно изменился с тех пор.
Именно Летний сад принес мне некоторую известность в музыкальном мире. Обо мне начали говорить. До этого я был обычным музыкантом. Десять лет провел в оркестровой яме, играя в разных театрах — и у Бориса Эйфмана, и в Михайловском, и в «Санктъ-Петербургъ опере», и в Театре Консерватории. Я все балеты переиграл! И особо яркое будущее передо мной не простиралось.
— Но сегодня ваше имя хорошо известно меломанам и на ваших концертах в Филармонии — аншлаги.
— Да, потому что параллельно работе в оркестровой яме в моей жизни постоянно присутствовал Летний сад. Я впервые пришел туда играть, когда был еще студентом Консерватории. Я был абсолютным романтиком. Это сейчас, с годами, я замечаю, что немного очерствел. Но в 20 лет я мог прийти в Летний сад в ненастный осенний день, в страшный ливень, накрыться полиэтиленом и играть. Народу никого, а я играю — статуям, деревьям, дедушке Крылову.
Играл для создания особого ощущения внутри, душевного настроя. Благодаря Летнему саду я получил приглашение сыграть свой самый первый сольный концерт в Малом зале Филармонии.
Я был поражен, когда пригласили. Казалось бы — человек играет в саду, можно сказать, на улице. И вдруг с улицы меня приглашают в Филармонию! Я придумал программу «Классика встречает джаз». Иными словами, исполнял классические произведения в джазовой обработке. До меня, насколько мне известно, никто ничем подобным не занимался. Как никто до меня не играл в Малом зале Филармонии джаз. Конечно, это был некий риск. Я боялся, что никто не придет. Но перед тем как мне надо было выходить на сцену, ко мне зашла ведущая концертов МФЗ. Я обреченно спросил: «Ну что — никто не пришел?»
— «Как это — никто не пришел? Полный зал!» Я выглянул и увидел, что зал и правда полон, а люди, которые купили входные билеты, стоят у стен. Это было потрясающе! И с тех пор так все и идет: на моих концертах всегда аншлаги.
Именно Летний сад вдохновил меня на сочинение музыки. Я понял, что мне важнее всего на свете — сочинять свою музыку. Буду играть в Михайловском саду вместе со своим «Чижик-джаз-квартетом» и классику, и собственные сочинения. Будет звучать, например, «Щелкунчик» Чайковского в джазовой обработке, а также всеми любимая «Кармен» Бизе. Эти произведения знают все, даже люди, которые в принципе не интересуются классической музыкой.
ДЕДУШКА КРЫЛОВ В КРАСНОМ ДОМИКЕ
— Сейчас началась реконструкция Летнего сада. Какие чувства она вызывает у вас? Нет ли опасений, что сад изменится до неузнаваемости, утратит свое неповторимое очарование?
— Честно говоря, есть некий страх. Сад уже закрыт, но я, пользуясь тем, что меня там знают, в воскресный вечер на закате проник туда. И в гордом одиночестве совершил сентиментальную прощальную прогулку. Подошел к памятнику Крылову и замер в ужасе. Его упаковали в домик красного цвета. Почему красного?! Оказалось, что это такой специальный огнеупорный материал. Но впечатление очень странное: идешь по Летнему саду, а там все, что еще осталось, — или огорожено, или упаковано в красные домики. У меня дыхание перехватило…
Наверное, нужно доверять тем, кто взялся за реконструкцию. Но все же, все же...
Вернусь ли я туда?
— За годы ваших концертов в Летнем саду у вас появилась своя публика. После закрытия сада многие беспокоились, смогут ли услышать вашу музыку вновь.
— Да, я был тронут тем, что мне стали писать электронные письма, спрашивая, буду ли я выступать в городе. Концерты в Михайловском саду — это выход. Ведь выбор хорошего места очень важен для успеха.
Когда-то я играл просто на улицах. Думаю, я был первым во всем городе, кто стал играть на Невском проспекте. По-моему, это было в 1989 году. Никто до меня не осмеливался это делать. Я докатил до собора свой вибрафон (благо у него колесики есть) — до Казанского собора. И стал там регулярно выступать. Не поверите, жуткие толпы собирались, просто громадные! Однажды так случилось, что толпа вылилась на проезжую часть и остановила автомобильное движение. Подъехали милиционеры, стали призывать к порядку. А некоторые слушатели вступились за нас. Началась ссора...
ПРОТИВ ПОПСЫ!
— Как вы считаете, ваши выступления могут привлечь к классической музыке людей? Известно ведь, что сегодня классика не пользуется особой народной любовью...
— Да, к сожалению. Недавно видел статистические данные. Согласно им, более 90 процентов населения планеты слушают попсу. Только 6 — 7 процентов — рок-музыку. 3 — 4 процента — классику. И примерно 1 процент населения планеты Земля любит джаз. Мои выступления в Летнем саду в течение 17 лет, смею надеяться, привлекли кого-то к классике и джазу. Меня часто просили сыграть что-нибудь «медитативное», грустное. Любопытно, что на Западе чаще просят «веселое, позитивное». Видно, слишком спокойная жизнь требует какого-то допинга. А в России пока жить так весело, что хочется успокоиться…
Алексей Чижик играет в Михайловском саду после 17.00 возле Павильона Росси. Говорит, там хорошая акустика.
Алексей Чижик — известный петербургский музыкант, лауреат международных конкурсов. Он — единственный вибрафонист в мире, играющий сразу пятью палочками. Работал на одной сцене с Пласидо Доминго, Ростроповичем, Янсонсом, Голощекиным, Кондаковым. Сольные выступления проходили в лучших залах Петербурга: Большом и Малом залах Филармонии, Капелле, Смольном соборе, Джазовой филармонии.
Чижик — участник многочисленных международных проектов и фестивалей. С 1999 года — организатор ежегодного абонемента Санкт-Петербургской филармонии «Классика встречает джаз».
В настоящее время Алексей Чижик гастролирует по всей Европе — как с классическими программами, так и в составе самых разных джазовых ансамблей, но неизменно каждый год выступает с сольными концертами в России.
«Открытый звук» — так называется программа, созданная Алексеем Чижиком 17 лет назад для Летнего сада в Санкт-Петербурге.