«Я лидирую, ты за мной!..»
Порядок на воде в Петербурге наводит бывший командир-подводник
Жаркая пора, когда Нева походила на Невский проспект, подходит к концу: в ноябре в Северной столице окончание навигации. Корреспондент «ВП» встретился с начальником Центра государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) по Санкт-Петербургу Александром Радько, который вместе с коллегами контролирует движение в петербургских акваториях ночью и днем.
![Александр Радько кому попало плавать по нашим рекам не позволит!](http://vppress.ru/photo/new/42622.jpg)
Александр Радько кому попало плавать по нашим рекам не позволит!
Тоже гоняли, надоело!
Инспекторы на воде — это примерно как гаишники на дорогах. Форма, сирены, нерасположенность к шуткам.
ГИМС отвечает только за частные суда и только определенных параметров. Вес — больше 200 килограммов, длина до 20 метров, объем двигателя свыше 10 лошадиных сил. Катера, яхты, водные мотоциклы (экскурсионные катера в эту категорию не входят).
В местном «аквапарке» таких плав-средств зарегистрировано около 55 тысяч — считай, у каждого сотого петербуржца. Задача инспекторов: проводить профилактические рейды, выявлять нарушителей, следить за купающимися, проводить регистрацию и аттестацию судов. Основная работа днем. Ночью — торжественный постскриптум.
Начальник центра Александр Радько пришел в ГИМС восемь лет назад. С усмешкой говорит, что его — завзятого рыбака — вот так же гоняли инспекторы, надоело: «Решил — хватит. Сам гонять буду!»
Необходимые знания и навыки были. В свое время Александр Викторович окончил штурманский факультет военно-морского училища. Потом двадцать три года плавал на Северном флоте, завершил службу командиром атомной подводной лодки.
— Кадры у нас в основном — бывшие военные моряки, — поясняет. — Средний возраст — 42 года. Зарплата невысокая, на такие деньги молодой человек не пойдет, не потянет. А отставник с военной пенсией — вполне. В штате 80 человек, из них 35 — инспекторы. Шесть патрульных групп по Петербургу. Также есть группы в Сестрорецке, Ломоносове и Кронштадте, которые ходят по Финскому заливу.
Нырнул не под свой пролет
Причин, по которым инспекторы могут тормознуть корабль, немало. Нет бортового номера. Нырнул не под свой пролет: маломерные суда имеют право проплывать только под боковыми пролетами. Иногда требуется проверить документы — удостоверение на управление (права) или судовой билет, подтверждающий, что плавсредство ваше. Важно, чтобы на корабле имелись спасательные круги, жилеты, в некоторых случаях — рация. За мелкое нарушение в первый раз полагается предупреждение, в следующий раз — штраф.
Главная напасть, говорит Радько, — гидроциклисты. Три года назад им запретили заплывать в Фонтанку, Мойку, каналы. Но многие настырно продолжают носиться там и сегодня. К сожалению, своих сил на борьбу с ними у инспекторов не хватает. Тем более многие нарушители, пользуясь мощностью своих моторов, просто улетают — не догонишь...
— Эффект вашей работы видите? — интересуюсь.
— Свое присутствие на воде мы обозначаем. Люди это видят. Если человека остановили раз и нашли нарушение — в следующий раз он вряд ли такое допустит. Грубых нарушений с каждым годом фиксируем все меньше и меньше.
— А с купающимися как обстоят дела? Не приходится вытаскивать?
— Летом — часто. Вот совсем недавно мужчину из ресторана выбросили в трусах в Неву. Мой человек проплывал мимо — вытащил, он уже ко дну пошел. Или рядом с Ломоносовом купальщик заплыл далеко, сил уже не было вернуться — тоже вытянули…
Очистка судового хода
Ночная смена у водных инспекторов начинается в 23.30. Заканчивается через час-полтора.
Вместе с Радько и вторым инспектором погружаюсь в катер. Маршрут: Малая Нева — Стрелка Васильевского острова — судовой ход на Неве. Необходимо обеспечить «чистоту» русла для прохода грузового каравана. Частные катера и яхты обязаны находиться с нуля часов до пяти утра за красными буйками. Правило это ввели только в нынешнем году, не все знают, не все привыкли (раньше суда могли ходить в стороне от главного хода).
— Тормозни-ка этого! — переговариваются инспекторы, когда мы проходим мимо Петропавловской крепости, и, включив пугающие сирены, подплывают к белоснежной яхте.
— Документы! — командует Радько, в голосе — весь холод Северного флота (от былых мягких ноток не остается и следа).
С палубы испуганно выглядывают молодые люди в белом. Показывают бумаги. Не хватает удостоверения на управление.
— Два года плавал, ни разу не спрашивали, — пожимает плечами парень.
— Я буду лидировать, ты за мной! — следует приказ: на разводку мостов эта компания уже не полюбуется.
По пути инспекторы тормозят резвящегося гидроциклиста. Несмотря на то что все шансы скрыться в темноте есть, молодой человек покорно останавливается. У него тоже не все в порядке: нет судового билета.
— Сейчас прибудем на штрафстоянку, — поясняет Александр Викторович, таща, как на буксире, несчастливых нарушителей. — Когда тому и другому привезут документы — отпустим!..
Тридцать минут пополуночи. Про себя думаю, что такие меры определенно имеют воздействие на попавшихся. Свое присутствие на воде инспекторы обозначают сурово.
![Для управления плавсредством необходимо иметь немало документов. Инспектор всё проверит!](http://vppress.ru/photo/new/42623.jpg)
Для управления плавсредством необходимо иметь немало документов. Инспектор всё проверит!