Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

«Я много о Чехове знал того, что никто не знает»

Сергей Соловьев, Александр Сокуров и Ирина Евтеева рассказали об отношениях кино и литературы

На Новой сцене Александринки стартовал цикл «Кино в театре», объединяющий литературу, кино и театр. 

Первой серией проекта стала трехдневная программа «Ретроавангард», в которую вошли фильмы «2-АССА-2» (2007) и «Анна Каренина» (2009) Сергея Соловьева, «Камень» (1992) Александра Сокурова, а также фильм «Арвентур» (2015) Ирины Евтеевой. Эти картины публике представляли сами авторы.

Автор фильма «Камень» рассказал о съемках в Ялте.

Казалось бы, не соответствует названию программы — «Ретроавангард» — картина Ирины Евтеевой, ведь премьера состоялась в этом году на Московском международном кинофестивале. Почему же «ретро»? Но если учесть особую технику, в которой работает режиссер, понимаешь, что ее в полном смысле слова рукотворные фильмы — скорее уходящая натура. После того как материал с актерами отснят (это самый короткий отрезок всего творческого процесса), Евтеева обрабатывает его покадрово, ее фильмы  — «разрисованное» кино, напоминающее ожившие иллюстрации. Знакомые актеры — а в «Арвентуре» (снятом по мотивам произведений Александра Грина) снимались Владимир Кошевой, Сергей Дрейден, Леонид Мозговой, Светлана Свирко и другие — предстают в полуанимационном варианте. 

— Мой предыдущий фильм «Маленькие трагедии» длится 39 минут, и я «рисовала» его три года, — рассказала «ВП» Ирина Евтеева. — «Арвентур» длится 80 минут, но благодаря новым технологиям процесс работы шел быстрее.

По словам организаторов кинопоказов, они стремились дать не совсем привычный ракурс для понимания отношений разных искусств: «Литература для кино — не старшая сестра и не источник сюжетов. Скорее  бездонный колодец вдохновения, канал прочной связи с вечностью». Но почему-то сами же организаторы использовали понятие «экранизация», что кажется в корне неверным по отношению к этому проекту. Да, в афише есть «Анна Каренина» Сергея Соловьева, но — что принципиально — в связке с его фильмом «2-АССА-2», где роман Толстого возникает опосредованно. В продолжении культовой «АССЫ» героиня Татьяны Друбич оказывается  в тюрьме, где ей попадает в руки обрывок романа, а потом в колонию приезжает режиссер, снимающий «Анну Каренину». 

Или взять хотя бы «Камень» Сокурова. Во-первых, этот конкретный фильм нельзя назвать экранизацией: экранизировать было нечего; единственные герои — молодой сторож Дома-музея Чехова в Ялте и сам Чехов, пришедший с того света, то есть в основе картины — авторский сценарий Юрия Арабова. А во-вторых, даже если Сокуров и ставил по мотивам конкретных литературных произведений («Река Потудань», «Мадам Бовари», «Преступление и наказание», «Фауст»), само понятие «экранизация» чуждо природе его авторского кино. Он часто повторяет в интервью, что сюжет не принадлежит автору, а принадлежит жизни, стало быть, режиссер волен перерабатывать литературный сюжет.

«Камень», незаслуженно малоизвестный в сравнении с другими фильмами мэтра, и стал главным открытием трехдневной кинопрограммы. Корреспондент «ВП» спросил Александра Сокурова, почему в «Камне» он решил вызвать к жизни именно Чехова.

— Фильм о Чехове был давним моим желанием, — ответил режиссер. — Точнее, мне хотелось представить, что Господь, забравший его от нас, как бы дал ему отпуск на одну ночь. Важно, что во время съемок мне было примерно столько лет, во сколько Чехов умер. Я его, как мне казалось, понимал, чувствовал; я много о Чехове знал того, что никто не знает — и не знает до сих пор. Вообще, я очень любил его человеческую сущность, может, даже больше, чем его драматургию. Мы все снимали в Ялте, в доме-музее, и ни в одном кадре вы не увидите специально созданной декорации. Нам предоставили вещи, принадлежавшие Чехову. Директор музея отнесся к нам с большим доверием, просто позволил быть там, жить там. «Камень» снимался в очень тяжелое время, когда все разрушено было в стране, денег не было, никто никому был не нужен, но я очень люблю эту картину.

Также на несколько вопросов ответил Леонид Мозговой, сыгравший Чехова.

— Как вы отнеслись к тому, что вам предстоит сыграть не просто Чехова, а Чехова, вернувшегося с того света?

— В моем дневнике есть такая запись: готовясь к роли, я много читал о Чехове, выписывал все, что касалось его характера, привычек, а узнав, что предстоит сыграть Чехова, ожившего в наши дни и вернувшегося в свой дом, очень изумился и обрадовался… Представьте себе, какое счастье: моя первая роль в кино — и у великого Сокурова! Для меня это было как солнечный удар.

— А вы помните, как он нашел вас?

— Это совершенно случайно получилось. У Сокурова вторым режиссером работала Вера Новикова, подбирала актеров. Она позвонила мне и сказала: «Александр Николаевич ищет актера на роль Чехова. Кажется, ты подойдешь. Только тебе бы похудеть. Когда придешь на пробы, надень что-то черное,  чтоб казаться тоньше». При встрече мы говорили с Александром Николаевичем часа полтора, но я понял, что он меня берет, уже через десять минут. Я это ощутил сердцем. Кстати, перед съемками мне пришлось похудеть на 12 килограммов. Но что уж… Это ведь входит в профессию. Снявшись на сегодня уже в 21 фильме, со всей ответственностью говорю, что работа с Сокуровым — это чудо. Встреча с ним изменила мою судьбу.


Прямая речь

Константин Шавловский, редакционный директор журнала «Сеанс» и руководитель проекта «Порядок слов»:
— «Кино в театре» — проект, который мы будем реализовывать до конца 2015 года сериями. Он проходит в рамках Года литературы, и его тема — отношения кино с литературой: прозой, поэзией, драмой. 

До конца года мы будем показывать на Новой сцене серии проекта, каждый раз подбирая фильмы под новым углом. Будет возможность увидеть на большом экране редкое кино; скажем, в наших планах — ретроспектива фильмов Александра Зельдовича по мотивам классической литературы, включая «Закат» по пьесе Бабеля. Но не исключено, что будут и показы новых фильмов. Не всегда представлять фильмы смогут сами авторы, как в случае с «Отчаянием» Фассбиндера по Набокову (в этом году мир отмечает 70летие режиссера), но тогда это будут авторитетные киноведы и критики. 

↑ Наверх