От Татьяны Светловой: Немало петербуржцев периодически ездят на Валаамский архипелаг
— Это место необыкновенной красоты и духовности. Во время таких поездок всегда находится место новому. Монастырь ведет активную деятельность: старинные постройки реставрируются, дороги приводятся в порядок, разбиваются цветники, возводятся новые сооружения. Если повезет, можно найти что-то интересное, что не входит в программу типовых экскурсий.
Мы в этом году поехали с семьей и открыли для себя много нового. Прежде всего это надписи, вытесанные на камнях на подходах к Никольскому скиту. Лето ныне засушливое, уровень Ладоги спал, и камни, ранее скрытые под водой, теперь находятся на обозрении. Так, на одном большом плоском камне видна надпись:
«Боцмана ЧФ и КБФ. 1940 г.» и еще что-то неразборчивое, на другом — «Ш. Б. 1940».
Надписи свидетельствуют о событиях 1940 — 1941 годов. Весной 1940-го, после «зимней войны», Валаамский архипелаг становится территорией СССР (насельники Валаамского монастыря перебираются в Финляндию и создают Ново-Валаамский монастырь). А осенью 1940 года на Валааме открывается первая в стране школа боцманов с ротой юнг. В бывшие монастырские здания заселяются учащиеся и преподаватели.
Ведется обучение, проводятся тренировочные походы. Но эту страницу истории прерывает Великая Отечественная война. Через год, осенью 1941-го, курсанты школы и юнги отправляются на Ленинградский фронт. Многие из них погибли в боях за Невский пятачок.
А второе маленькое личное открытие мы сделали в лесу. Нашли приспособление, с помощью которого, вероятно, изготавливали деревянные дуги для лошадиной упряжи.
Насколько такая находка может представлять интерес в музейном плане, мы не знаем. Но на всякий случай сообщили о месте нахождения дуги служительнице местного музея.