Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Я в вагоновожатые пойду, пусть меня научат

Корреспондент «ВП» побывал на дне открытых дверей в «Горэлектротрансе»

А не стать ли вагоновожатым? Оказывается, по статистике, такая мысль рано или поздно приходит в голову каждому петербуржцу. Но не каждый добирается до учебно-курсового комбината ГУП «Горэлектротранс» на день открытых дверей — встречу соискателей с руководством предприятия и руководителями школы водителей трамвая и троллейбуса. Корреспондент «ВП» оказался из этих самых «не каждых».

Этот макет дает реально почувствовать все особенности управления трамваем.

Учебно-курсовой комбинат (УКК) находится на Гражданском проспекте. В десяти минутах ходьбы от станции метро. Там, рядом с кольцом троллейбусов, — высокое кубическое здание промышленной архитектуры. На входе всех встречают турникет и угрюмая вахтерша. На день открытых дверей совсем не похоже.

— Куда?

— Мы на седьмой этаж.

— Зачем?

— Там встреча с руководством.

— Сейчас выясню. Ждите, — куда-то звонит. — Так вы соискатели? Проходите.

Прошли. Большая аудитория наполовину занята соискателями. Интересно, что молодых ребят практически нет — мужчины и женщины среднего возраста. Странно. Интересно.

— Вы тоже учиться пришли? — поинтересовались у женщины, скромно стоящей в сторонке.

— Да. Хочу трамвай водить.

— У вас вообще не было специальности?

— Почему это? Я повар. Но моя работа не приносит мне денег. В общепите сейчас платят мало. Говорят, здесь можно больше зарабатывать.

Так сложилось, что в «Горэлектротранс» приходят бывшие оперативники, художники, биологи, химики и так далее и тому подобное.

Кстати, вагоновожатыми были внук и правнук Федора Михайловича Достоевского. А Константин Паустовский — кондуктором. Правда, не в Питере, а в Москве. Но какая разница? Он даже писал о том, какой сложный экзамен на знание города должны были выдержать кондукторы перед приемом на работу. Сейчас, как объясняют в «Горэлектротрансе», при приеме на работу такого требования нет. А жаль. Представьте, вы сели в трамвай, а там кондуктором Илья Штемлер... или Даниил Гранин. И про Петербург рассказывают....

Но, увы, сейчас кондукторы иногда даже плохо говорят по-русски. Но только не в трамваях и троллейбусах, уверяют нас сотрудники «Горэлектротранса». Здесь на работу берут только граждан России.

Но встреча началась, и задавать вопросы было уже не очень удобно. Сели слушать. Перед соискателями выступали директор трампарка №3 Игорь Морозов и директор троллейбусного парка №1 Владимир Голубев, а также замдиректора УКК Станислав Денисенко.

Игорь Игоревич сразу обухом по голове:

— Если вы любите выпить, это не ваша работа. Если вы любите поспать, это не ваша работа. Если вы недисциплинированны, это не ваша работа.

Народ в зале заерзал на стульях.

Игорь Морозов рассказывал об условиях стажировки, о работе на линии, о графиках работы, о системе оплаты труда, о вознаграждениях и условиях для карьерного роста, об обедах в перерыве между работой. 

Чтобы получить такую работу, надо пройти обучение на комбинате. Оно длится полгода. Четыре месяца теории и два практики. Мы не будем пересказывать все подробности. Если интересно, приходите на дни открытых дверей, они проходят каждые три месяца.

Владимир Николаевич уже не стал останавливаться на деталях работы, а буквально спел оду электрическому транспорту:

— Если вы придете на работу в «Гор­электротранс», вам обеспечено место в Петербурге будущего. Потому что бензин скоро подорожает, а потом нефть вообще кончится, и останутся только трамваи и троллейбусы. А водители автобусов останутся без работы. Но мы будем требовать от вас выполнения трех условий. Вы должны любить людей, любить свой город, любить свой трамвай или троллейбус, как капитан любит свой корабль.

Народ притих.

Ну и Станислав Иванович подытожил:

— Вы должны понимать одно: учеба на комбинате — это не учеба, а работа. Мы так и говорим: идти на работу. Поэтому за нее вы получаете деньги — 7400, если плохо учитесь, и 9800, если хорошо. Но это только на время изучения теории. На практике во время стажировки на линии вы уже будете получать 27 тысяч рублей. А выйдя на работу — около пятидесяти и больше, в зависимости от графика. Плюс бесплатная форменная одежда.

Про одежду народу очень понравилось, но остались вопросы. Встал мужчина, сидевший у окна:

— Я приехал из Пскова, и у меня нет регистрации. Возьмете меня на работу?

— Да, мы берем граждан России без регистрации.

Поднялся еще один мужчина:

— А если я без регистрации и без жилья?

— На время обучения и работы мы предоставляем койко-место в общежитии.

Встала женщина:

— А сколько за него надо платить?

— Чисто символически. Комнаты уютные. Никто не жалуется. Сейчас в общежитии у нас живут 70 человек.

Встал еще один соискатель. Спросил с акцентом:

— А из СНГ берете?

Оказалось, что граждан СНГ не берут.

После этого соискателям предложили разделиться на троллейбусников и трамвайщиков и пройти для знакомства в «практические» аудитории. Трамвайщикам пообещали показать действующий макет. Корреспондент «ВП», конечно, пошел смотреть макет.

Оказалось, это не просто макет, а тренажер. Там построено несколько городских кварталов, протянуты рельсы, по ним ходит настоящий трамвай, только маленький, под ним — рельсы со стрелками, над ним — провода под напряжением. Рядом с макетом создано рабочее место, как в кабине трамвая — водительское кресло и ручка контроллера. Все по-настоящему. Трамвай идет, водитель переводит стрелки. Иногда они не переводятся. Но тут уже все зависит от мастерства водителя. Иногда трамвай сходит с рельсов. В такой ситуации тоже требуется мастерство водителя.

Соискатели, сгрудившись вокруг немолодого преподавателя, с интересом наблюдали за тем, как он управлял движением маленького вагончика. Потом он предложил кому-нибудь порулить. Энтузиазма не было.

— Что? Все такие стеснительные? А зря. Потому что переключение этой ручки должно стать самым любимым вашим занятием в жизни.

↑ Наверх