Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

«Я знаю, что могу помогать людям»

Так говорят учащиеся специального отделения медтехникума №2

В 1991 году в Санкт-Петербургском медицинском техникуме №2 открылось специальное отделение для инвалидов по зрению, дающее возможность получить специальность массажиста незрячим и слабовидящим людям. В советское время овладеть этой профессией люди с ограниченными визуальными возможностями, проживающие на просторах огромной страны, могли только в Кисловодском медицинском училище в Ставропольском крае. Конкурс в это учебное заведение был огромным. Многие способные и трудолюбивые абитуриенты не проходили жесткого отбора и были вынуждены разочарованными возвращаться в родные края, расставшись с мечтой о заветном дипломе… В начале девяностых годов по примеру Кисловодска специальные отделения для подготовки массажистов стали создавать и в других российских городах, в том числе в Северной столице.

Заведующая специальным отделением Ирина Николаева проводит урок массажа.

Востребованная специальность

В техникум корреспондент газеты «Вечерний Петербург» приехал по приглашению заведующей специальным отделением для инвалидов по зрению Ирины Николаевой. Она работает здесь уже двадцать лет. В настоящее время обучение в отделении проходят в общей сложности 90 человек: 33 студента на первом курсе, 20 — на втором, 37 — на третьем. Из них 20 человек — полностью незрячие, 70 будущих массажистов — слабовидящие.

Ограничений по возрасту для поступающих в техникум не существует. Здесь учатся и семнадцатилетние выпускники школ, и люди, уже успевшие отметить полувековой юбилей. Все иногородние студенты за символическую плату обеспечиваются общежитием.

«Главной отличительной чертой профессии массажиста я считаю ее востребованность, — подчеркивает Ирина Николаева. — Восемьдесят процентов выпускников специального отделения находят работу по специальности».

В последние годы значительное число выпускников школ для инвалидов по зрению стали поступать в высшие учебные заведения. Девушки и парни успешно учатся в вузах, приобретают специальности юристов и экономистов, историков и филологов, программистов и бухгалтеров… Но после получения университет­ского диплома нередко оказывается, что трудиться по любимой специальности человеку с ограниченными возможностями здоровья не суждено.

Проблема трудоустройства в первую очередь касается полностью незрячих людей, а также лиц с тяжелыми формами инвалидности по зрению. Заведующая специальным отделением рассказывает о многочисленных абитуриентах, решивших стать массажистами уже имея высшее образование: «Их привлекает возможность работать и зарабатывать, не быть обузой для родственников и близких».

Особо трудная ситуация складывается у тех, кто потерял зрение уже в зрелом возрасте. Таких студентов здесь немало. Не все из них сразу полюбили профессию массажиста. Для кого-то учеба в техникуме стала вынужденным решением. И все же большинство студентов с каждым днем занятий все больше и больше увлекаются массажем, с удовольствием осваивают новые техники.

«Они приходят сюда по воле обстоятельств, повинуясь превратностям судьбы… А в конце концов находят себя в интереснейшем деле. Я уверена в том, что человек не сможет работать массажистом только из-за денег. Это должен быть выбор не только разума, но и сердца», — отмечает Ирина Ивановна.

Овладеть искусством нравиться

В процессе учебы студенты подробно изучают различные виды массажа: оздоровительно-профилактический, точечный, сегментарно-рефлекторный, соединительно-тканный. Особое внимание уделяется детскому массажу (включая работу с грудничками), а также применению массажа при конкретных недугах. Очевидно, что больному ревматизмом требуется иной массаж, чем человеку, пережившему инсульт.

Всего за три года обучения студентам предлагается более 1000 часов практиче­ских занятий. Не забывают в техникуме и о теоретических дисциплинах. Здесь изучается анатомия, фармакология, сестринское дело. Студентам преподают основы хирургии и педиатрии, а также инфекционной безопасности.

Обучение студентов отделения практически полностью соответствует программе, предлагаемой их зрячим сокурсникам, осваивающим специальность «медицинская сестра/медицинский брат». Правда, курс сестринского дела представлен в сокращенном объеме. Студентов учат правильно переворачивать больных, ставить им банки, горчичники… Но делать уколы и ставить капельницы им не разрешают.

С другой стороны, некоторые предметы преподаются в расширенном объеме. Например, курс психологии включает в себя темы, связанные с психологической реабилитацией инвалидов по зрению, взаимоотношениями относительно здоровых людей и людей с особыми потребностями. «Мне представляется, что психология является одним из важнейших предметов для будущего массажиста, — подчеркивает Ирина Николаева. — Людям этой профессии необходимо овладеть искусством нравиться, устанавливать психологический контакт с пациентами. Но при этом сохранять чувство собственного достоинства».

Каким образом сама Ирина Ивановна увлеклась массажем? Как пришла к этой профессии?

«В 1974 году я окончила Ленинградское медицинское училище №8 по специальности «медицинская сестра», — рассказывает Ирина Ивановна. — До 1985 года работала в городской больнице имени Урицкого. Кстати, в училище массаж нам не преподавали. Мне это уже тогда казалось неправильным. Думается, что этот предмет должен стать неотъемлемой частью и среднего специального, и высшего медицинского образования».

В 1986 году Ирина Николаева поступила на биологический факультет Ленин­градского педагогического института имени А. И. Герцена. В 1992 году получила диплом преподавателя биологии, химии и анатомии. В том же году стала преподавать анатомию студентам специального отделения Санкт-Петербургского медицинского техникума №2. С 1993 года ведет занятия по массажу. В 2010 году назначена руководителем отделения.

«Для меня массаж — это одновременно искусство, ремесло и наука, — поясняет Ирина Ивановна. — Например, далеко не каждый массажист способен правильно провести избирательный постинсультный массаж. А ведь от него во многом зависит процесс реабилитации! С помощью массажа у больных, перенесших инсульт, восстанавливается правильная работа мышц, а значит,  работа конечностей. Кстати, этот вид массажа недаром называют избирательным. Массажисту нужно знать, какие мышцы следует расслаблять, а какие — тонизировать. Главное — ничего не перепутать, чтобы не нанести вред больному!»

Главное для меня — быть среди людей

Во время посещения техникума мне хотелось побольше пообщаться со студентами. Ольге Кононовой 47 лет. Она инвалид второй группы по зрению, больна диабетом. В 1987 году окончила Ленинградский энергетический техникум. В течение десяти лет работала секретарем в офисе энергетической компании. Из-за ухудшения зрения работу пришлось оставить. Но Ольга Васильевна не пала духом. Сидеть дома она не стала. Бралась за любую работу: трудилась приемщицей в химчистке, менеджером в службе знакомств, распространителем рекламной продукции… «Самое главное для меня — быть среди людей, не сидеть на месте, узнавать что-то новое. В этом и заключается мой рецепт успешной реабилитации», — поделилась своими мыслями Ольга Кононова.

Хочет ли она после окончания техникума работать массажистом? «Честно говоря, нет. Но это совсем не значит, что я учусь спустя рукава и занимаю чье-то место. Я влюбилась в массаж, считаю его важнейшей частью мировой культуры… С удовольствием провожу сеансы массажа для друзей, родственников, товарищей по местной организации Всероссийского общества слепых… Это для меня хобби, а не будущая профессия!»

Есть ли у Кононовой профессиональные планы? «Мне бы хотелось работать в одной из структур Всероссийского общества слепых. Общественная работа в ВОС занимает меня в течение многих лет. Думаю, что могла бы быть полезна нашему обществу и в качестве штатного сотрудника».

Урок анатомии.

Я знаю, что могу помочь людям!

У большинства студентов мотивация иная. Они хотят стать профессиональными массажистами. «Я знаю, что могу помогать людям, быть им полезен, — это главный вывод после двух с половиной лет учебы», — утверждает Руслан Абдин.

Руслан родился в 1977 году. Окончил торгово-экономический техникум. Работал в различных коммерческих организациях. В 2008 году после автомобильной аварии полностью потерял зрение: произошла отслойка сетчатки.

«Наступившая слепота в одно мгновение изменила мою жизнь. Раньше я жил самостоятельно. После потери зрения переехал к маме, в Гатчину. В течение первого года после произошедшей трагедии мне ничего не хотелось делать, находился в глубокой депрессии…» — рассказал Руслан.

В 2010 году Абдин поступил в Санкт-Петербургский медицинский техникум и стал активно заниматься гиревым спортом: «У меня дома стоят две чугунные гири по 16 килограммов каждая. Тренируюсь ежедневно по два часа. И так радостно и спокойно на сердце становится!»

Руслан научился самостоятельно добираться от родительского дома в Гатчине до техникума. Освоил и много других маршрутов: «Стараюсь прислушиваться к звукам проезжающих машин, к шуму ветра, запоминать ориентиры… В первое время мне было тяжело ходить одному, потому что я постоянно вспоминал свою прошлую жизнь, переживал из-за утраченного зрения… Но теперь уже привык и считаю свое нынешнее состояние совершенно нормальным и естественным. В любом случае человек может прожить достойно и благополучно».

Руслан рассказывает о практике, которую проходил в детском санатории для больных ДЦП в Комарове: «И родители, и дети, и руководство санатория отзывались о моей работе очень доброжелательно. Особенно приятно, что с помощью массажа мне удалось улучшить самочувствие наиболее тяжелых пациентов, прикованных к инвалидной коляске…»

Молодой человек хотел бы после окончания техникума работать детским массажистом. А еще он думает об участии в соревнованиях для спортсменов-гиревиков. Надеется скоро начать жить отдельно от мамы: хочет снять отдельную квартиру. В общем, у Руслана много планов. Когда общаешься с ним, создается впечатление, что парень слов на ветер на бросает. Все у него должно получиться!

Уже в начальной школе решила стать массажистом

«Уже в начальной школе я знала, что стану массажистом. Наверное, это случилось во втором или третьем классе», — рассказывает Наталья Спиридонова. Она родилась в 1990 году в Великом Новгороде. С 1998 по 2006 год училась в Санкт-Петербургской школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей имени К. К. Грота. С 2006 по 2010 год продолжила обучение в аналогичном учебном заведении своего родного города.

«На одном из уроков наша учительница начальной школы стала увлеченно рассказывать о Санкт-Петербургском медицинском техникуме, где незрячие и слабовидящие люди получают профессию массажиста, — вспоминает Наталья. — Мне очень понравился этот рассказ, и дома я сообщила всем родственникам, что тоже стану массажисткой. Меня все поддержали. Можно сказать, что выбор профессии был сделан окончательно и бесповоротно. Помогая другим, забываешь о собственной боли, о своей инвалидности».

У Натальи имеется крошечный остаток визуальных возможностей: «Я могу различать основные цвета, отделяю свет от тьмы, могу видеть силуэты крупных предметов… Это большое богатство, которое я очень ценю. Вот мой муж Максим — тотально незрячий с рождения, для него не существует ни света, ни темноты».

Наталья вышла замуж в двадцать лет. За прошедшие два года она ни разу не пожалела о раннем замужестве: «Я всегда мечтала о том, чтобы полюбить человека один раз — и на всю жизнь. И в лице Максима нашла мужчину своей мечты». Ее супруг учится в Санкт-Петербургском политехническом университете. Молодая пара живет отдельно от родителей, снимает жилье.

Главное увлечение Наташи — ее любимая кошка редкой породы плюшевый экзот. Как говорит девушка, это самая красивая, умная и ласковая кошка на свете. Еще героиня нашей статьи, как и многие ее ровесницы и ровесники, любит проводить время в Интернете и общаться в социальных сетях.

Что самое трудное для Натальи Спиридоновой в работе массажиста? «Мне нелегко массировать полных людей… Дело в том, что сама я маленькая и худенькая. Но мне хотелось бы стать детским массажистом, и с этой проблемой во время работы сталкиваться не буду».

Будущий детский массажист знает много сказок. И собирается рассказывать их своим маленьким пациентам. А еще Наталья отмечает, что учеба в медицин­ском техникуме, изучение сестринского дела обязательно помогут ей в уходе за собственными детьми, когда они у нее появятся. Наталья и Максим, как и большинство молодых пар, мечтают о продолжении рода. Вот только учебу нужно сначала закончить.

↑ Наверх