«Я знаю, что могу помогать людям»
Так говорят учащиеся специального отделения медтехникума №2
В 1991 году в Санкт-Петербургском медицинском техникуме №2 открылось специальное отделение для инвалидов по зрению, дающее возможность получить специальность массажиста незрячим и слабовидящим людям. В советское время овладеть этой профессией люди с ограниченными визуальными возможностями, проживающие на просторах огромной страны, могли только в Кисловодском медицинском училище в Ставропольском крае. Конкурс в это учебное заведение был огромным. Многие способные и трудолюбивые абитуриенты не проходили жесткого отбора и были вынуждены разочарованными возвращаться в родные края, расставшись с мечтой о заветном дипломе… В начале девяностых годов по примеру Кисловодска специальные отделения для подготовки массажистов стали создавать и в других российских городах, в том числе в Северной столице.
Заведующая специальным отделением Ирина Николаева проводит урок массажа.
Востребованная специальность
В техникум корреспондент газеты «Вечерний Петербург» приехал по приглашению заведующей специальным отделением для инвалидов по зрению Ирины Николаевой. Она работает здесь уже двадцать лет. В настоящее время обучение в отделении проходят в общей сложности 90 человек: 33 студента на первом курсе, 20 — на втором, 37 — на третьем. Из них 20 человек — полностью незрячие, 70 будущих массажистов — слабовидящие.
Ограничений по возрасту для поступающих в техникум не существует. Здесь учатся и семнадцатилетние выпускники школ, и люди, уже успевшие отметить полувековой юбилей. Все иногородние студенты за символическую плату обеспечиваются общежитием.
«Главной отличительной чертой профессии массажиста я считаю ее востребованность, — подчеркивает Ирина Николаева. — Восемьдесят процентов выпускников специального отделения находят работу по специальности».
В последние годы значительное число выпускников школ для инвалидов по зрению стали поступать в высшие учебные заведения. Девушки и парни успешно учатся в вузах, приобретают специальности юристов и экономистов, историков и филологов, программистов и бухгалтеров… Но после получения университетского диплома нередко оказывается, что трудиться по любимой специальности человеку с ограниченными возможностями здоровья не суждено.
Проблема трудоустройства в первую очередь касается полностью незрячих людей, а также лиц с тяжелыми формами инвалидности по зрению. Заведующая специальным отделением рассказывает о многочисленных абитуриентах, решивших стать массажистами уже имея высшее образование: «Их привлекает возможность работать и зарабатывать, не быть обузой для родственников и близких».
Особо трудная ситуация складывается у тех, кто потерял зрение уже в зрелом возрасте. Таких студентов здесь немало. Не все из них сразу полюбили профессию массажиста. Для кого-то учеба в техникуме стала вынужденным решением. И все же большинство студентов с каждым днем занятий все больше и больше увлекаются массажем, с удовольствием осваивают новые техники.
«Они приходят сюда по воле обстоятельств, повинуясь превратностям судьбы… А в конце концов находят себя в интереснейшем деле. Я уверена в том, что человек не сможет работать массажистом только из-за денег. Это должен быть выбор не только разума, но и сердца», — отмечает Ирина Ивановна.
Овладеть искусством нравиться
В процессе учебы студенты подробно изучают различные виды массажа: оздоровительно-профилактический, точечный, сегментарно-рефлекторный, соединительно-тканный. Особое внимание уделяется детскому массажу (включая работу с грудничками), а также применению массажа при конкретных недугах. Очевидно, что больному ревматизмом требуется иной массаж, чем человеку, пережившему инсульт.
Всего за три года обучения студентам предлагается более 1000 часов практических занятий. Не забывают в техникуме и о теоретических дисциплинах. Здесь изучается анатомия, фармакология, сестринское дело. Студентам преподают основы хирургии и педиатрии, а также инфекционной безопасности.
Обучение студентов отделения практически полностью соответствует программе, предлагаемой их зрячим сокурсникам, осваивающим специальность «медицинская сестра/медицинский брат». Правда, курс сестринского дела представлен в сокращенном объеме. Студентов учат правильно переворачивать больных, ставить им банки, горчичники… Но делать уколы и ставить капельницы им не разрешают.
С другой стороны, некоторые предметы преподаются в расширенном объеме. Например, курс психологии включает в себя темы, связанные с психологической реабилитацией инвалидов по зрению, взаимоотношениями относительно здоровых людей и людей с особыми потребностями. «Мне представляется, что психология является одним из важнейших предметов для будущего массажиста, — подчеркивает Ирина Николаева. — Людям этой профессии необходимо овладеть искусством нравиться, устанавливать психологический контакт с пациентами. Но при этом сохранять чувство собственного достоинства».
Каким образом сама Ирина Ивановна увлеклась массажем? Как пришла к этой профессии?
«В 1974 году я окончила Ленинградское медицинское училище №8 по специальности «медицинская сестра», — рассказывает Ирина Ивановна. — До 1985 года работала в городской больнице имени Урицкого. Кстати, в училище массаж нам не преподавали. Мне это уже тогда казалось неправильным. Думается, что этот предмет должен стать неотъемлемой частью и среднего специального, и высшего медицинского образования».
В 1986 году Ирина Николаева поступила на биологический факультет Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена. В 1992 году получила диплом преподавателя биологии, химии и анатомии. В том же году стала преподавать анатомию студентам специального отделения Санкт-Петербургского медицинского техникума №2. С 1993 года ведет занятия по массажу. В 2010 году назначена руководителем отделения.
«Для меня массаж — это одновременно искусство, ремесло и наука, — поясняет Ирина Ивановна. — Например, далеко не каждый массажист способен правильно провести избирательный постинсультный массаж. А ведь от него во многом зависит процесс реабилитации! С помощью массажа у больных, перенесших инсульт, восстанавливается правильная работа мышц, а значит, работа конечностей. Кстати, этот вид массажа недаром называют избирательным. Массажисту нужно знать, какие мышцы следует расслаблять, а какие — тонизировать. Главное — ничего не перепутать, чтобы не нанести вред больному!»
Главное для меня — быть среди людей
Во время посещения техникума мне хотелось побольше пообщаться со студентами. Ольге Кононовой 47 лет. Она инвалид второй группы по зрению, больна диабетом. В 1987 году окончила Ленинградский энергетический техникум. В течение десяти лет работала секретарем в офисе энергетической компании. Из-за ухудшения зрения работу пришлось оставить. Но Ольга Васильевна не пала духом. Сидеть дома она не стала. Бралась за любую работу: трудилась приемщицей в химчистке, менеджером в службе знакомств, распространителем рекламной продукции… «Самое главное для меня — быть среди людей, не сидеть на месте, узнавать что-то новое. В этом и заключается мой рецепт успешной реабилитации», — поделилась своими мыслями Ольга Кононова.
Хочет ли она после окончания техникума работать массажистом? «Честно говоря, нет. Но это совсем не значит, что я учусь спустя рукава и занимаю чье-то место. Я влюбилась в массаж, считаю его важнейшей частью мировой культуры… С удовольствием провожу сеансы массажа для друзей, родственников, товарищей по местной организации Всероссийского общества слепых… Это для меня хобби, а не будущая профессия!»
Есть ли у Кононовой профессиональные планы? «Мне бы хотелось работать в одной из структур Всероссийского общества слепых. Общественная работа в ВОС занимает меня в течение многих лет. Думаю, что могла бы быть полезна нашему обществу и в качестве штатного сотрудника».
Урок анатомии.
Я знаю, что могу помочь людям!
У большинства студентов мотивация иная. Они хотят стать профессиональными массажистами. «Я знаю, что могу помогать людям, быть им полезен, — это главный вывод после двух с половиной лет учебы», — утверждает Руслан Абдин.
Руслан родился в 1977 году. Окончил торгово-экономический техникум. Работал в различных коммерческих организациях. В 2008 году после автомобильной аварии полностью потерял зрение: произошла отслойка сетчатки.
«Наступившая слепота в одно мгновение изменила мою жизнь. Раньше я жил самостоятельно. После потери зрения переехал к маме, в Гатчину. В течение первого года после произошедшей трагедии мне ничего не хотелось делать, находился в глубокой депрессии…» — рассказал Руслан.
В 2010 году Абдин поступил в Санкт-Петербургский медицинский техникум и стал активно заниматься гиревым спортом: «У меня дома стоят две чугунные гири по 16 килограммов каждая. Тренируюсь ежедневно по два часа. И так радостно и спокойно на сердце становится!»
Руслан научился самостоятельно добираться от родительского дома в Гатчине до техникума. Освоил и много других маршрутов: «Стараюсь прислушиваться к звукам проезжающих машин, к шуму ветра, запоминать ориентиры… В первое время мне было тяжело ходить одному, потому что я постоянно вспоминал свою прошлую жизнь, переживал из-за утраченного зрения… Но теперь уже привык и считаю свое нынешнее состояние совершенно нормальным и естественным. В любом случае человек может прожить достойно и благополучно».
Руслан рассказывает о практике, которую проходил в детском санатории для больных ДЦП в Комарове: «И родители, и дети, и руководство санатория отзывались о моей работе очень доброжелательно. Особенно приятно, что с помощью массажа мне удалось улучшить самочувствие наиболее тяжелых пациентов, прикованных к инвалидной коляске…»
Молодой человек хотел бы после окончания техникума работать детским массажистом. А еще он думает об участии в соревнованиях для спортсменов-гиревиков. Надеется скоро начать жить отдельно от мамы: хочет снять отдельную квартиру. В общем, у Руслана много планов. Когда общаешься с ним, создается впечатление, что парень слов на ветер на бросает. Все у него должно получиться!
Уже в начальной школе решила стать массажистом
«Уже в начальной школе я знала, что стану массажистом. Наверное, это случилось во втором или третьем классе», — рассказывает Наталья Спиридонова. Она родилась в 1990 году в Великом Новгороде. С 1998 по 2006 год училась в Санкт-Петербургской школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей имени К. К. Грота. С 2006 по 2010 год продолжила обучение в аналогичном учебном заведении своего родного города.
«На одном из уроков наша учительница начальной школы стала увлеченно рассказывать о Санкт-Петербургском медицинском техникуме, где незрячие и слабовидящие люди получают профессию массажиста, — вспоминает Наталья. — Мне очень понравился этот рассказ, и дома я сообщила всем родственникам, что тоже стану массажисткой. Меня все поддержали. Можно сказать, что выбор профессии был сделан окончательно и бесповоротно. Помогая другим, забываешь о собственной боли, о своей инвалидности».
У Натальи имеется крошечный остаток визуальных возможностей: «Я могу различать основные цвета, отделяю свет от тьмы, могу видеть силуэты крупных предметов… Это большое богатство, которое я очень ценю. Вот мой муж Максим — тотально незрячий с рождения, для него не существует ни света, ни темноты».
Наталья вышла замуж в двадцать лет. За прошедшие два года она ни разу не пожалела о раннем замужестве: «Я всегда мечтала о том, чтобы полюбить человека один раз — и на всю жизнь. И в лице Максима нашла мужчину своей мечты». Ее супруг учится в Санкт-Петербургском политехническом университете. Молодая пара живет отдельно от родителей, снимает жилье.
Главное увлечение Наташи — ее любимая кошка редкой породы плюшевый экзот. Как говорит девушка, это самая красивая, умная и ласковая кошка на свете. Еще героиня нашей статьи, как и многие ее ровесницы и ровесники, любит проводить время в Интернете и общаться в социальных сетях.
Что самое трудное для Натальи Спиридоновой в работе массажиста? «Мне нелегко массировать полных людей… Дело в том, что сама я маленькая и худенькая. Но мне хотелось бы стать детским массажистом, и с этой проблемой во время работы сталкиваться не буду».
Будущий детский массажист знает много сказок. И собирается рассказывать их своим маленьким пациентам. А еще Наталья отмечает, что учеба в медицинском техникуме, изучение сестринского дела обязательно помогут ей в уходе за собственными детьми, когда они у нее появятся. Наталья и Максим, как и большинство молодых пар, мечтают о продолжении рода. Вот только учебу нужно сначала закончить.
Метки: Здоровье Медицина Из первых рук Инвалиды
Важно: Правила перепоста материалов