Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Пугают цены не на водку, а на овощи

 

Сразу же после новогодних каникул корреспондент «Вечёрки» отправилась в знакомый супермаркет экономкласса с обычной миссией — посмотреть, как изменились цены за прошедший месяц. В последний раз мы давали сводку по ценам в «Потребителе» в самом начале декабря, перед предновогодним покупательским бумом, во время которого цены обычно резко взлетают.

Не хочется экономить на витаминах, но цены пугающе растут


Сразу скажем: худшие опасения не оправдались, цены на продтовары относительно благополучно пережили взрыв праздничного покупательского спроса. Однако тенденции, наметившиеся осенью, сохранились: продолжили дорожать мука, овощи и мясо. Картофель, морковь, свекла, лук, например, поднялись в цене сразу на десять и более рублей (см. сравнительную таблицу цен).

Связано это, по утверждению экспертов-экономистов, с неурожайным засушливым летом. Симптом тревожный, похоже, может повториться история прошлой весны, когда картошка выросла в цене по сравнению с летом в разы. Однако пока резких ценовых скачков, как это было, например, с гречкой в позапрошлом году, не наблюдается.

Это подтверждает и главная статистическая служба страны, которая опубликовала вполне оптимистичные итоги прошлого года. Росстат подтвердил, что инфляция за 2012 год составила 6,6%, то есть официальный прогноз, согласно которому инфляция планировалась на уровне 6,5%, превышен лишь на 0,1%. Это чуть больше, чем в 2011 году, когда уровень инфляции был рекордно низким — 6,1%, но показатель 2012 года все же значительно лучше, чем в 2009 и 2010 годах, когда инфляция ежегодно росла на 8,8%. Сильнее всего за прошедший год — на 7,5% — подорожали продовольственные товары. Следом идут услуги с ростом инфляции на 7,3%. Непродовольственные товары за год подорожали на 5,2%.

Пока что на уровне прошлого года держатся цены на молочные продукты и яйца, хотя сельхозпроизводители еще осенью грозились повысить стоимость своей продукции. Однако торговым сетям это невыгодно, дорогие продукты не выдерживают конкуренции и просто исчезают из продажи. Например, бесследно исчезло с прилавков супермаркета экономкласса масло одной известной фирмы, стоившее 75 рублей за пачку. Теперь самое дорогое отечественное масло продается по цене не более 60 рублей. Правда, доля жира в нем — 72,5%, но это укладывается в требования, предъявляемые к сливочному маслу. Популярное импортное масло с долей жира более 80% теперь продается только в упаковках по 125 г, а не 200 г, как раньше.

Зато в продаже снова появился сравнительно дешевый «Российский» сыр производства Белоруссии по 219 рублей за килограмм. Дело в том, что время от времени белорусские продукты исчезают с торговых полок, так как российские производители недовольны тем, что белорусы демпингуют. Процесс этот волнообразный, так как ясно, что белорусская продукция тем или этим путем все-таки просачивается на наш рынок.

Затариваться алкоголем по новым ценам народ не спешит

 

Что берут

Наступил сезон цитрусовых. Сейчас очередной урожай мандаринов, апельсинов, лимонов собирают в южных странах, поэтому в продаже широкий выбор этих плодов, и цены на них очень привлекательные. Народ охотно наполняет корзины апельсинами отборными из ЮАР, стоят они по 74 руб. за кг, мандаринами, тоже с пометкой «отборные», из Мароккко — по 73 руб., апельсинами для сока (Израиль) — по 46 руб. 99 коп. Чуть дороже аргентинские апельсины. По выгодной цене — 60 руб. за килограмм предлагается покупателям ставший уже привычным в наших магазинах некогда экзотический фрукт помело (Китай). Правда, нельзя сказать, что многие его берут. Пока не распробовали. По-прежнему широк выбор яблок. Кроме обычных бананов по 

40 руб. 84 коп. в продаже также появился сорт «бэби» — с маленькими плодами — по 129 руб. 99 коп. Они слаще.

На старый Новый год будем пить старые запасы

На самых выгодных местах в торговом зале выставлены водка и другие спиртные напитки. Однако народ весьма равнодушно проходит мимо.

— Мы закупили спиртное еще в прошлом году, — пояснил Владимир, пришедший в магазин вместе с супругой. — Так что старый Новый год будем отмечать еще со старой водочкой, которая продавалась по «человеческой» цене. Я-то сам пью только по праздникам, поэтому подорожание водки меня, конечно, задевает, но не очень. А вот любителям спиртного я не завидую. Это резкий удар по кошельку.

Как известно, с 1 января 2013 года минимальная розничная цена за полулитровую бутылку водки возросла со 125 до 170 рублей. Причина — рост акцизов.

— А меня больше волнует, что овощи сильно подорожали, — подключилась к разговору супруга Владимира, — если так дальше пойдет, к весне вся зарплата на морковку и на картошку уходить будет. У нас в семье главная еда — борщ и мясо с картошкой.

Кто бежит за пивом?

Народ активно затоваривается и пивом. Покупают целыми упаковками.

— Беру впрок. Впереди выходные, — пояснил один из покупателей. — раньше можно было в киоск сбегать. А теперь вроде как киоскам запретили продавать, только магазинам можно…

С 1 января 2013 года торговые точки площадью менее 50 кв. м лишены права торговать пивом. Больше всего от этого выиграют традиционные магазины, а также сетевая торговля. А вот что будет с малыми торговыми точками, неизвестно. Многие из них, несмотря на запрет, все же продолжают торговать пенным напитком.

Продавщица киоска в районе Балтийского вокзала пожала плечами: «Мне никто никакого указания снимать пиво с продажи не давал. Что завези, то и продаю, не выбрасывать же его».

Совладелец киоска в районе Сенной Георгий на вопрос, почему он не изымает пиво из продажи, сослался на то, что ему надо продать всю партию, которую завезли еще до праздников, а там будет видно. По его словам, выручка от пива составляет в киоске более 50% дохода.

За нарушение правил продажи алкоголя предусмотрено наказание в виде изъятия продукции и штрафа, максимальный размер которого не превышает 50 тыс. руб. Но киоскеры готовы рисковать, так как штраф для них — меньшее зло, чем отказ от продажи пива.

Подробнее о том, что ожидает малый бизнес в связи с запретом торговать пивом и сигаретами в киосках, и о реакции самих предпринимателей читайте в ближайших номерах «Вечёрки».

 

↑ Наверх