Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Японская любовь в Артиллерийском музее

По 29 марта здесь открыта экспозиция сюнга — весенних картинок

14 февраля Музей артиллерии отметил особым образом. На выставке «Самураи. 47 ронинов» откроется дополнительный зал. Он целиком посвящен экспозиции «Сюнга. Эротизм в японском искусстве», которая продлится по 29 марта. 

Сюнга, в переводе с японского «весенняя картинка», — это жанр эротических гравюр, появившихся в Японии XVII — XIX веков; эта эпоха называется периодом Эдо. Почему «весенняя»? Иероглиф «весна» в Японии являлся эвфемизмом для обозначения сексуальной сферы.

Гравюр здесь более тридцати, и на них японцы действительно без стеснения предаются радостям жизни.

Настоящего японца не могут смутить игривые гравюры. Они — часть культурной традиции!

Организаторы говорят, что на выставку (хотя она еще не открылась) уже поступали жалобы от граждан, обеспокоенных вопросами морали. Впрочем, ревнители благочестия могут не беспокоиться: детей в этот зал не допускают. И вообще экспонаты, особенно вкупе с прекрасным рассказом гида, вызывают скорее культурный интерес, чем какой-нибудь еще.

Кроме сюнга здесь можно увидеть раритетные «свитки невест», которые использовались как ритуальные свадебные дары и заодно как секс-пособия.

— Когда-то фаллические изображения были связаны у японцев с культом плодородия, — объясняет арт-директор проекта Екатерина Косолапова. — Впоследствии ритуальный смысл забылся и остались просто эротические картинки. Их носили даже самураи в качестве оберегов: перед боем клали такие свитки под шлем.

Гейши — вовсе не то же самое, что куртизанки, а, скорее, музыканты и массовицы-затейницы.

Тут и невероятно редкие резные фигурки нэцке и окимоно. Скажем, учительница с ребенком. На первый взгляд все прилично, но если заглянуть с другой стороны композиции — видна любовная сценка. Другой пример такой скрытой эротики — кимоно, у которых с внутренней стороны нарисовано что-нибудь эдакое.

— Такие кимоно предназначались для богатых людей, — рассказывает куратор Виталий Цветков. — Они могли себе нанести на изнанку такой рисунок. Зачем? Для собственного удовольствия. Естественно, на публику такая картинка не могла быть вынесена. На этот счет в Японии были достаточно строгие законы. Поэтому гравюры сюнга не подписаны — хотя вообще их изготовляли знаменитые мастера вроде Коцусики Хокусая. Автора могло ждать наказание вплоть до смертной казни. Японцам вообще свойственно ценить такую скрытую красоту, незаметную, окутанную тайной. Например, существовали бордели, но они действовали официально как чайные дома. Клиенты приходили, развлекались, смотрели на танцы девушек, пили чай. Потом расходились. И после, под покровом темноты, тайно возвращались. Тут-то все и происходило.

По словам организаторов, здесь собраны предметы из частных коллекций российских и зарубежных собирателей японской культуры. Все экспонаты — произведения высокого искусства, тем более уникальные, что сюжеты эротического плана в японском искусстве вообще встречаются редко.

Шибари сперва было чисто японской забавой, но потом им увлеклись по всему миру.

Каждые выходные для посетителей — культурные программы. Можно будет увидеть демонстрацию шибари — японского эротического связывания. Посмотреть на танец гейши и куртизанки (и узнать, чем одна отличается от другой). Оказывается, куртизанки в Японии считались намного выше гейш, которые работали примерно как наши тамады. А куртизанок считали настоящими подвижницами, вроде монахинь. Ведь у них нет своей жизни, нет личных пристрастий. А самоотречение и исполнение долга — это для японца высшая добродетель.

↑ Наверх