Юмор как способ познания
До 26 августа Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) приглашает на выставку «Pour epater les bourgeois... Футуризм глазами обывателей».
То, что по-французски, переводится как «чтобы поражать мещан»… ну или «эпатировать буржуа», — сейчас эти слова понятны и без перевода.
Эпиграмма ныне —
практически
забытый жанр.
Появившись на русской почве, футуристы шокировали публику не только непонятными художественными произведениями, но и экстравагантным внешним обликом (всем известно, что Маяковский ходил в желтой кофте), а также тем, что на языке современного искусства называется акционизмом — ну, выходками всякими. И акции футуристов, и их творчество были в то время постоянным источником карикатур, шаржей, стихотворных и прозаических фельетонов…
На выставке мы видим карикатуры, отрывки из фельетонов, литературные пародии тех лет, многие весьма смешны и остроумны. Особенно от художников достается кубизму: то мальчик, плача, жалуется маме, что не может катать четырехугольный обруч, то подгулявшие граждане видят вместо домов кривоватые кубики и считают, что наступила эра кубизма в архитектуре (наших новостроек они не видели!). Интересно, что карикатуры-пародии известного художника Дмитрия Моора на произведения членов группы «Бубновый валет» демонстрировались на той же выставке, что и сами эти произведения, и никто ни на кого не обижался. Хотя многие пародии и карикатуры, признаемся, довольно злы.
Так современники осмысливали притязания кубизма.
«Сейчас к новому искусству абсолютно та же претензия: оно должно быть красивым и понятным», — говорит куратор выставки Юлия Демиденко, заместитель директора ГМИ по науке. Конечно, выставка предназначена для людей, которые знают и любят русский авангард, ставший, кстати, давно уже классикой современного искусства. А что может вынести из увиденного не очень подготовленный зритель? «Была в то время и более острая реакция на искусство, — продолжает Юлия Борисовна, — и трезвая, серьезная критика. Мы здесь видим городскую смеховую культуру, которая утрачена полностью. Жанры фельетона, пародии потихоньку умирают, а ведь юмор помогает решить многие социальные проблемы. В начале ХХ века был расцвет журналистики и по количеству, и по качеству — в одном Петербурге выходило более ста газет. Интернета не было, скажете? А что сейчас в Интернете про выставки пишут? Да ничего — все в основном пресс-релизы перепечатывают. А тогда про каждое событие писали авторский текст, да и не по одному разу. Есть некоторые пародийные стихи — они гениальные совершенно, пародии на Северянина, например. Это не просто высмеивание, а воспитание привычки думать».
Фото автора