Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Юмор как способ познания

До 26 августа Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) приглашает на выставку «Pour epater les bourgeois... Футуризм глазами обывателей».

То, что по-французски, переводится как «чтобы поражать мещан»… ну или «эпатировать буржуа», — сейчас эти слова понятны и без перевода. 

Эпиграмма ныне — практически забытый жанр.


Появившись на русской почве, футуристы шокировали публику не только непонятными художественными произведениями, но и экстравагантным внешним обликом (всем известно, что Маяковский ходил в желтой кофте), а также тем, что на языке современного искусства называется акционизмом — ну, выходками всякими. И акции футуристов, и их творчество были в то время постоянным источником карикатур, шаржей, стихотворных и прозаических фельетонов… 

На выставке мы видим карикатуры, отрывки из фельетонов, литературные пародии тех лет, многие весьма смешны и остроумны. Особенно от художников достается кубизму: то мальчик, плача, жалуется маме, что не может катать четырехугольный обруч, то подгулявшие граждане видят вместо домов кривоватые кубики и считают, что наступила эра кубизма в архитектуре (наших новостроек они не видели!). Интересно, что карикатуры-пародии известного художника Дмитрия Моора на произведения членов группы «Бубновый валет» демонстрировались на той же выставке, что и сами эти произведения, и никто ни на кого не обижался. Хотя многие пародии и карикатуры, признаемся, довольно злы.

Так современники осмысливали притязания кубизма.

«Сейчас к новому искусству абсолютно та же претензия: оно должно быть красивым и понятным», — говорит куратор выставки Юлия Демиденко, заместитель директора ГМИ по науке. Конечно, выставка предназначена для людей, которые знают и любят русский авангард, ставший, кстати, давно уже классикой современного искусства. А что может вынести из увиденного не очень подготовленный зритель? «Была в то время и более острая реакция на искусство, — продолжает Юлия Борисовна, — и трезвая, серьезная критика. Мы здесь видим городскую смеховую культуру, которая утрачена полностью. Жанры фельетона, пародии потихоньку умирают, а ведь юмор помогает решить многие социальные проблемы. В начале ХХ века был расцвет журналистики и по количеству, и по качеству — в одном Петербурге выходило более ста газет. Интернета не было, скажете? А что сейчас в Интернете про выставки пишут? Да ничего — все в основном пресс-релизы перепечатывают. А тогда про каждое событие писали авторский текст, да и не по одному разу. Есть некоторые пародийные стихи — они гениальные совершенно, пародии на Северянина, например. Это не просто высмеивание, а воспитание привычки думать».

Фото автора
↑ Наверх