Юрий Александров: События на Украине развиваются столь стремительно и столь трагично, что мы не могли ждать
На исторической сцене особняка барона фон Дервиза представили оперу-митинг «Крым»
Могло ли кому-то из знатоков истории советской музыки присниться в фантастическом сне, что крепко-накрепко позабытая опера преданного столь же глубокому забвению советского академического композитора Мариана Коваля (1907 — 1971) «Севастопольцы» (1946) окажется востребованной временем?
Сестры милосердия — из времен Крымской войны 1853 — 1856 годов
Еще полгода назад, наверное, — решительно никому. Однако дела обстоят именно так: известный петербургский режиссер народный артист России Юрий Александров извлек на свет божий изъеденную молью и уже давно считавшуюся обветшалым реквизитом сталинского ампира партитуру и, изрядно ее сократив и переименовав, поставил на сцене своего театра «Санкт-Петербург опера».
За два дня до премьеры, которая состоится сегодня, 10 июля, на Галерной, 33, Юрий Александров провел пресс-конференцию и презентацию оперы-митинга «Крым». Отвечать на вопросы журналистов, коих собралось неожиданно для Александрова (по его словам) много, были призваны сам главный режиссер, дирижер спектакля Максим Вальков, композитор Валерий Боровко, переоркестровавший оригинальную партитуру, руководитель музыкально-драматического театра «Синяя птица» Анастасия Удалова, балетмейстер проекта Надежда Калинина и солисты театра.
Получилось так, что на 99% реплик отвечал сам Юрий Исаакович, причем некоторые очевидные вопросы он задавал себе сам, облегчая труд собравшимся.
А это матросы Великой Отечественной
Оперу «Севастопольцы» Мариан Коваль создавал во время Великой Отечественной войны, очевидно, выполняя социальный заказ и посвятив ее героическим защитникам города. Помимо прославления героев там есть и любовная линия, которую Юрий Александров полностью изъял.
По сути, у Александрова получилось совершенно новое оригинальное произведение с музыкой Мариана Коваля. Из четырех-актной партитуры режиссер оставил только 15 номеров — тот тематический материал, который предоставил ему возможность максимально адаптировать драматургию к сегодняшнему времени. В спектакле задействованы участники военно-исторических клубов, детский танцевально-хоровой коллектив театра «Синяя птица». Все действие, обнимающее события от русско-турецкой войны, через первую оборону Севастополя в середине ХIX века и Великую Отечественную войну, до майдана и возвращения Крыма в Россию, нанизано на поэтический монолог Рассказчика, который предваряет небольшим стихотворным вступлением события каждой эпохи. Это оригинальный текст, написанный специально для спектакля Натальей Черниковой.
Перед зрителями проходит история Крыма от Екатерины II до наших ней
Главная фишка «Крыма» — формат оперы-митинга, когда в ходе представления Рассказчик и герои обращаются к залу с вопросами, требующими ответов «да» или «нет». Режиссер сказал, что изначально планировал ставить «Крым» на площадях — Дворцовой, Красной и других (возможно, его замысел и осуществится в ближайшем будущем). Предполагался и выход в финале Владимира Путина. А одна из журналисток предложила вариант подзаголовка «опера-референдум», что было с энтузиазмом поддержано Александровым.
Мне лично все это напомнило «Персов» Эсхила, когда и сам автор, и зрители были свидетелями и даже участниками исторических событий, изложенных в драме. «Оперой-митингом мы хотим сломать четвертую стену, незримую — ту, что стоит между сценой и зрителем» — так Юрий Александров сформулировал главную идею нового формата.
Музыка Коваля, прозвучавшая в очень энергичном и экспрессивном исполнении оркестра «Санкт-Петербург оперы» под управлением Максима Валькова, оказалась простой, яркой, мелодичной, но без слащавости, и выразительной — похожей на лучшие образцы киномузыки своего времени. Сама же постановка крепко держала внимание аудитории. Надо полагать, что и тогда, в 1946-м, опера «Севастопольцы» пришлась по душе советским людям, прошедшим ад войны.
Прямая речь
Юрий Александров:
— События на Украине развиваются столь стремительно и столь трагично, что мы не могли ждать. Если бы время разбега у нас было больше, мы бы, конечно, заказали новое произведение современным авторам. Я замысливал этот спектакль как большое массовое действие на открытом пространстве с участием нескольких тысяч зрителей. Этот проект был озвучен на правительстве Санкт-Петербурга и поддержан. Тема так жгла нам сердце, что мы начали работать, понимая, что у нас на все есть только три месяца. В это время мы спрессовали год театральной жизни. Никто нам эту работу не заказывал, никто не проплачивал. Мы сделали ее на свои средства. Нас волнует то, что происходит в мире, и мы не могли молчать. Было много разговоров о том, что, мол, вы взяли нехорошую музыку. Я спрашивал: вы слышали? Очевидным главным мотивом в такой оценке композитора Коваля было его противостояние в 1948 году на стороне представителей соцреализма гениям, которые занимались чистым искусством так, как это они могли, — Шостаковичу и Прокофьеву. Я думаю, что обижать память умерших нам не следует. Мы не следственные органы. В результате этого принципиального спора никто, к счастью, не погиб в застенках, никого не расстреляли и не репрессировали.
Вообще, музыка «хорошая» или «плохая» — термины дилетантские. Важно, как эта музыка звучит в этом спектакле. Мы честно вырезали из оперы Коваля славословия в адрес вождя, написанные достаточно мастерски, но нас не интересующие. Оставили только сокровенное, больное, что связано с переживаниями людей. Осталась любовь к Родине, осталась боль, которую переживают участники нашего спектакля. В кульминации у нас хор беженцев, который поют дети и взрослые: «Возьмите нас с собой, не оставляйте нас!» Что может быть актуальнее сегодня?
В спектакле участвует детский танцевально-хоровой коллектив
Метки: Музыка Подмостки Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов