Юрий Бутусов: Хочу изменений содержательных, концептуальных
В юбилейном, 80-м сезоне главный режиссер рассказывает о новостях в Театре им. Ленсовета
Главная новость сезона — сам Юрий Николаевич будет ставить чеховских «Трех сестер». Другие премьеры: «Месяц в деревне» Тургенева в постановке Евгения Марчелли, «Дон Кихот» Булгакова — Александра Баргмана, «Без вины виноватые» Островского — Олега Левакова. На Малой сцене выйдут спектакли студентов четвертого курса СПбГАТИ, обучающегося при театре (руководитель курса — артистка Театра им. Ленсовета Анна Алексахина). Бутусов выпустит спектакль по Брехту и Вайлю под условным названием «Кафе Weill» (музыкальный руководитель — Иван Благодер). Спектакль построен по принципу легендарного спектакля Игоря Владимирова «Люди и страсти». В планах театра также «Семейное счастье» Льва Толстого, «Достоевский. Эскизы», «Преступление и наказание» Достоевского, «Гроза» Островского и проект под условным названием «Маяковский».
На встрече в Каминном зале театра корреспондент «ВП» задал Юрию Бутусову несколько вопросов.
Сейчас, на мой взгляд, баланс в сторону «бульварного» театра перевешивает
— Юрий Николаевич, буквально накануне на аналогичной встрече в начале сезона в МДТ — Театре Европы Лев Додин анонсировал лишь одну крупную премьеру начавшегося сезона — «Вишневый сад». У вас же — целый букет премьер! Какой концепции вы придерживаетесь: числом или умением?
— Я думаю, что все связано с каждым конкретным сезоном. В этом сезоне мне показалось, что нам очень важно активно занять труппу, чтобы появилось много новых названий, которые вытеснят старые, устаревшие морально и физически. Это такое как бы волевое и в каком-то смысле даже физическое усилие. Я хочу изменений содержательных, концептуальных. Хочу, чтобы в театре поменялся, так сказать, «звук» его восприятия в городе. Вот что, на мой взгляд, должно измениться. Это не значит, что здесь не будет смеха, веселья, но какой-то баланс должен возникнуть. Сейчас, на мой взгляд, баланс в сторону «бульварного» театра перевешивает, что мне кажется неверным.
— Расскажите чуть подробнее о ваших «Трех сестрах».
— В спектакле будут заняты актеры всех поколений: и Сергей Мигицко, и Лариса Леонова, и Лариса Луппиан, от корифеев до молодых. Художником будет Александр Шишкин (постоянно работающий с Бутусовым. — Прим. авт.), а больше пока сказать нечего. Остальное уже позже. Не могу бежать впереди паровоза, это невозможно, потом он задавит тебя обязательно (улыбается).
— Спектакль выйдет в свет 29 декабря… Это потому, что вы должны отчитаться этим календарным годом?
— Во-первых, это день рождения Игоря Петровича Владимирова. Но выпуск «Трех сестер» связан и с интенсивностью нашей жизни, поскольку у нас есть планы государственные, да, мы должны выпустить спектакль до конца года… Это так, но я из этого извлекаю пользу, пытаюсь перевести в плюс, а не в минус. Да, можно работать несколько лет на спектакль, это тоже неплохо, кому как нравится, кому как удобно, а можно работать два месяца, но очень плотно, и в этой интенсивности есть колоссальные плюсы, потому что организм мобилизуется, и мне нравится так работать — в короткие сроки.
Люблю ставить свои спектакли не по антрепризному принципу
— Появятся ли в ваших спектаклях московские гастролеры, те же Константин Хабенский и Михаил Пореченков?
— Нет, пока нет для них такой роли, которая определяла бы необходимость художественного решения именно в их пользу. Да и все-таки я спектакли свои люблю ставить не по антрепризному принципу. Я очень рад, что в этом сезоне мы взяли в труппу, по-моему, замечательного петербургского артиста Илью Деля, уже известного городу (он работал в различных театрах, был выдвинут на «Золотую маску» в номинации «Лучшая мужская роль» в спектакле-мюзикле «Ленька Пантелеев», где сыграл заглавную роль. — Прим. авт.). На днях он был представлен труппе, связываю с ним большие надежды.
— Театр имени Ленсовета все реже выезжает на гастроли… Планируются ли в новом сезоне московские, зарубежные гастроли, международные фестивали?
— Гастроли — дело хорошее, но я отвечаю за качество и должен быть абсолютно уверенным: то, что мы показываем, важно и интересно людям, для которых мы это делаем. Скажу откровенно: сегодня, на мой взгляд, у нас сложно с этим. В нашем театре сложно, наша продукция, считаю, требует улучшения. Тем не менее, конечно, мы это будем делать, потому что это важный момент для жизни театра. Уже в ближайшее время будем участвовать в фестивале «Балтийский дом» со спектаклем «Макбет. Кино».
Новосибирский театр «Красный факел» в свое время приезжал на нашу площадку, мы ездили в Новосибирск, играли у них. Мы хотим повторить нечто подобное в следующем году, и уже есть предварительная договоренность со Свердловским театром драмы, что в период с мая по август мы, наверное, обменяемся своими спектаклями.
— Юбилейный, 80-й сезон получается необычно насыщенным, урожайным на премьеры. А юбилейный вечер 19 ноября состоится на вашей сцене?
— Да, и, надеюсь, будет теплым, домашним. Пригласим наших лучших актеров, с кем связаны яркие страницы истории театра, ждем и Алису Бруновну Фрейндлих, Михаила Сергеевича Боярского.
В этом сезоне мне показалось, что нам очень важно активно занять труппу, чтобы появилось много новых названий, которые вытеснят старые, устаревшие морально и физически. Это такое как бы волевое и в каком-то смысле даже физическое усилие. Я хочу изменений содержательных, концептуальных. Хочу, чтобы в театре поменялся, так сказать, «звук» его восприятия в городе.
Метки: Из первых рук Подмостки
Важно: Правила перепоста материалов