Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Юрий Кузнецов: Хочется просто нормально жить в нашем городе

Доступная среда для инвалидов в Петербурге пока не создана

Сегодня в Петербурге проживают 730,8 тысячи инвалидов. Это более 14% населения города. Они так же, как обычные люди, ходят в магазины, парикмахерские, кино, музеи. Только пока еще каждый выход в город сопряжен для многих из них с большими трудностями, потому что далеко не везде есть пандусы для въезда инвалидных колясок, транспорт мало приспособлен для перевозки людей с ограниченными возможностями, да и сами горожане часто столбенеют, видя человека на коляске или с белой тростью, не зная, с какой стороны к нему подойти, чтобы оказать помощь.

Как это ни печально, но наш город пока не стал для инвалидов по-настоящему дружелюбной, доступной средой, несмотря на то что власти, казалось бы, прилагают определенные усилия для создания такой среды. Почему так происходит? Об этом наш корреспондент беседует с лидером общественной организации инвалидов «Мы вместе» Юрием Кузнецовым.

Каждый город России должен быть оборудован всем необходимым для людей с ограниченными возможностями не хуже олимпийского Сочи, считает Юрий Кузнецов. Фото: Юрий Кузнецов

Давайте доведем начатое до ума

— Чувствуются ли в городе перемены к лучшему в смысле его доступности для маломобильных групп населения?
— Идея создания доступной городской среды для инвалидов бродит в нашем городе еще со времен Анатолия Александровича Собчака. Как-то он нас собрал на беседу, и выяснилось, что колясочникам тяжело, глухим непонятно, слепым неудобно. Когда говорят об инвалидах, то в первую очередь подразумевают почему-то опорников, то есть людей в колясках, вероятно, потому что это видимая часть айсберга. А есть невидимая его часть. Это — глухие и слепые люди, их проблемы не явны для всех. Идет человек с белой тростью и идет.

Есть и другие маломобильные группы населения — это пожилые люди, родители с малыми детьми, беременные женщины, люди, получившие временные травмы. Если человек получил перелом конечности, он тоже относится к маломобильной группе населения. Вот мы тогда встретились с Собчаком и заговорили о создании доступной среды. После этого было первое постановление, выпущенное еще Ленсоветом, потом был еще один документ и еще. А три года назад приняли федеральную программу «Доступная среда», рассчитанную на 2011 — 2015 годы. С тех пор мы и движемся к претворению в жизнь этой идеи. Сегодня сделано немало, надо это признать. Но до ума довести благие начинания почему-то не получается. Я не понимаю, чего нам не хватает. У наших властей есть воля и есть деньги — ну давайте доведем начатое до ума.

— А что конкретно, ты считаешь, надо доводить до ума?
— Вот возьмем, к примеру, социальное такси. Оно есть, но работает «с косяками». Изначально в правилах было записано, что за 10% от стоимости на нем можно ездить в учреждения культуры, медицинские, государственные учреждения, а также на вокзалы и в аэропорты. Но такой распорядок оказался слишком большой нагрузкой для городского бюджета, и пришлось дифференцировать оплату: сюда ты будешь ездить за 10% от стоимости, туда за 50... Хорошо, но я не понимаю, почему из списка соцобъектов исключены частные медицинские центры? Иногда в них можно получить ту помощь, которую не предоставляют государственные учреждения, как правило, там лучше оборудование.

Теперь о поездках в учреждения культуры. В кинотеатрах чаще всего отводят места для зрителей на инвалидных колясках перед первым рядом. Удобно ли смотреть с первого ряда даже здоровому человеку? Я знаю только один кинотеатр в торговом комплексе возле метро «Улица Дыбенко», где места для колясочников предусмотрены в шестом ряду. Колясочник, у которого болит шея, куда поедет посмотреть фильм? Именно туда, даже если есть кинотеатр недалеко от дома, но в котором ты будешь доставать носом до экрана. Однако в правила поездок на социальном такси внесли изменения, предполагающие, что в кинотеатр можно ездить только по месту жительства, то есть в ближайший от дома. Это — «косяк». Нам говорят, что многие люди ездят на соцтакси не туда, куда предписано, то есть нарушают правила. Ну давайте выявлять и наказывать тех, кто нарушает, ведь все поездки отражены в компьютере, все можно отследить. Зачем же наказывать всех?

На спектакль предложили понести на руках

— А на общественном транспорте реально добраться колясочнику до того же кинотеатра?
— Мне довелось побывать на Паралимпийских играх в Сочи. Туда надо было съездить уже затем, чтобы увидеть, как правильно должен работать общественный транспорт. Ты ждешь на коляске на остановке, подъезжает автобус, водитель выходит: он не корячится, не делает вид, что у него болит спина, он не делает вид, что ему плохо, он делает свою работу с улыбкой, вежливо. Водитель спрашивает: вы будете садиться? После этого он берет свой крючок и выдвигает подъемник. Вот и все. Все просто. У нас в городе общественный транспорт в большинстве своем тоже оборудован для перевозки инвалидов, только водители не хотят пользоваться этими приспособлениями. Автобусные и троллейбусные парки должны проводить работу с людьми. У нас водители, грубо говоря, просто воротят морду от инвалидов и стараются поскорее мимо них проехать.

Что еще напрягает при передвижении по городу? Поребрики, о которых так много говорят. На переходах они должны быть приведены к такому состоянию, чтобы спокойно съезжать на инвалидной коляске на проезжую часть. Но у нас так сделано далеко не везде. Назову конкретную улицу — Ивана Черных. С одной стороны перехода сделали нормальный поребрик, то есть предельно понизили его, а с другой стороны ничего не сделали, и поэтому инвалиду через улицу перейти по переходу в коляске крайне проблематично. И это не одна такая улица в городе. Не везде соблюдены углы разворота для инвалидной коляски. Есть правильные площадки для разворота, а есть такие, что развернуться невозможно.

— О кинотеатрах мы уже поговорили, а насколько доступны другие учреждения культуры?
— Сразу приведу пример: Михайловский театр. Его недавно ремонтировали и реконструировали, уже после принятия всяческих нормативов, предусматривающих пандусы и прочее. И что же? Как там человека с инвалидностью доставляют на спектакль? Моя знакомая — колясочница отправилась туда недавно на спектакль. Ей сотрудники театра предложили: давайте мы вас внесем на руках, потому что для доступа инвалида в коляске ничего не сделано. Моя знакомая очень расстроилась, потому что она не какой-то груз и желает сама, своим ходом попадать в зал на спектакль. При этом напротив, в Филармонии, тоже старинном здании, прекрасно все обустроено для того, чтобы инвалид попадал в зал. Кроме того, билетерши прекрасно обучены помогать инвалидам: они их не боятся, не отшатываются. В буфете подходит служитель с вежливым вопросом: чем я могу вам помочь? Он предупредителен. Он обучен, как обращаться с инвалидами, он не суетится. Музеи сегодня тоже думают об удобстве инвалидов. Взять тот же Исаакиевский собор. Вот у них все сделано безупречно. Очень аккуратно вписаны все приспособления для инвалидов в старинную архитектуру. Несмотря на то, что в старое здание очень трудно вписать какие-то новые элементы. В Исаакиевском соборе даже есть подъемное устройство, которое тебя поднимает на высоту 40 метров и ты можешь видеть город с высоты птичьего полета. Многое сделано, но в то же время многое не доведено до ума, поэтому в целом передвигаться по городу неудобно. Москвичи приезжают — пищат от восторга. У них нет многого того, что есть у нас. Но я-то живу в этом городе и хожу не только по Исаакиевской площади. Я, например, хочу, чтобы и коммерческое такси было приспособлено для людей с инвалидностью. А у нас пока даже машины социального такси не приспособлены, туда надо лежа на коляске въезжать. Между тем по условиям тендера таксопарки должны предоставлять машины, приспособленные для перевозки инвалидов в колясках. Или в новых домах делают пандусы, а разворотная площадка должна быть шириной не менее двух квадратных метров, чтобы колясочник мог развернуться, а ее делают маленькой, так что не развернуться. Или делают пандусы слева, почему тогда и дверь соответственно не перевернуть, чтобы инвалиду было удобно ее открывать? А то человек поднимается в коляске и сначала получает дверью по морде, потому что она открывается в его сторону, потом он должен каким-то образом въехать в здание. Такая система, например, существует в детском доме в Павловске. Никак не могу понять, кто и зачем так сделал. Почему люди, которые строят такие дома, не понимают, что человек на коляске получает по морде дверью и никуда отойти не сможет?

Больницы и поликлиники в большом долгу

— Поговорим о медицинском обслуживании...
— О, это — песня. Поступаешь в больницу, а в туалет коляска не проходит. А если проходит, тут человек сталкивается со следующей проблемой: кому-то к унитазу нужно подойти справа, а кому-то — слева. А там есть подход к унитазу только по центру, и человеку из-за этого не пересесть с коляски на унитаз самостоятельно. Почему не сделать туалет просторнее? Мне кажется, что больницы сейчас просто обязаны поставить задачу сделать так, чтобы инвалидам было удобно там находиться. Есть 40-я больница — там удобно, и туда предлагают ложиться инвалидам. Но она находится в Сестрорецке. Как туда добраться? Мне кажется, что уж больницы-то должны привести в соответствие за то время, пока действует программа «Доступная среда». В поликлиниках обслуживать инвалидов вообще не умеют. Мы говорим о тяжелых инвалидах. Тут моей знакомой нужно было сделать МРТ, так она натерпелась позора, какого не терпела с момента своего рождения. А врачи договорились с работниками регистратуры до фразы: «Вот в следующий раз, если такого инвалида запишешь, будешь обслуживать сама». Потому что выясняется: так нельзя и эдак нельзя, а по-другому они не умеют. Женщина после получения процедуры вынуждена одеваться в коридоре, потому что в процедурную на коляске не въехать. И это уважаемая клиника в городе. Многие поликлиники сделали подъезды для колясочников, и на этом все закончилось. А что делать инвалиду внутри такого учреждения, где ничего не приспособлено? Я случайно узнал, что в поликлинике в Красносельском районе есть такой аппарат МРТ, к которому можно и на коляске подъехать, и он вполне приспособлен для инвалида, и при этом никакой информации об этом нигде нет.

— А в какие магазины ты ходишь?
— Что касается магазинов, то на самом деле все современные торговые комплексы более-менее подстроены под инвалидов. Они были еще более доступными года три-четыре назад, когда там было просторнее, сейчас они пытаются увеличить ассортимент и из-за этого делают проходы между рядами уже, а современные коляски, наоборот, становятся шире. Но в принципе все большие супермаркеты обустроены для инвалидов. Хотя бывают и парадоксы. Пандус есть, а перед входом зачем-то сделан поребрик сантиметров в пять. Зачем он нужен — непонятно. А на коляске его преодолеть трудно. Есть одна торговая сеть, где существует специальная касса. Помните, в советские времена были надписи: «Инвалиды и участники войны обслуживаются вне очереди»? Так вот, в этом торговом центре есть касса, где обслуживаются беременные и инвалиды, — это круто.

— А со стороны горожан чувствуете заботу?
— Они иногда, как я говорю, причиняют помощь. Это — шутка. Чаще всего люди готовы помочь. Но они боятся. Они смотрят на тебя большими глазами и не знают, что с тобой делать. За границей не так. Там люди привыкли помогать таким, как мы, и знают, как это делать. У нас надо сказать, что тебе нужна помощь, иначе не помогут. Мы, люди, зависимые от других, должны уметь сформулировать свою просьбу. Должны озвучить, что у нас что-то не так. Вот в этом кафе, в котором мы сейчас сидим, пандус сделать практически невозможно — это полуподвальчик в старинном доме, но когда я прихожу и ухожу, девушка — сотрудница подает мне руку и помогает спуститься или подняться по ступенькам. Потому что сам я просто могу упасть.

Программа «Доступная среда» — хорошая программа. Она, может быть, даже замечательная. Но ее надо в конечном итоге логически закончить. Чтобы мы просто начали нормально жить в нашем городе. Вот я был в Барселоне, они несколько лет назад перед Олимпийскими играми смогли за 4 года обустроить город для инвалидов. Почему они смогли, а мы нет? Разве мы хуже?

Справка «ВП»

Государственная программа «Доступная среда» направлена на создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни. Целью программы является создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности. В целях решения поставленных задач предполагаются два этапа выполнения программы: 1-й этап: 2011 — 2012 годы; 2-й этап — 2013 — 2015 годы.

↑ Наверх