Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Юрий Шевчук прорубил «Окно в Европу» шашкой

Кинофорум в Выборге закончился неожиданно

Жюри конкурса игрового кино, не в силах определить лучший фильм, решило отдать главный приз актеру Петру Зайченко, который блистал сразу в двух фестивальных картинах — «Дом» и «Сибирь. Монамур». Режиссеры этих картин Олег Погодин и Слава Росс получили по спецпризу. Третьим спецпризом, «За смелость и гуманизм», награждена картина «4 дня в мае» Ахима фон Борриса (совместное производство кинематографистов России, Германии, Украины).

В конкурсе «Выборгский счет», где голосуют все зрители, «Золотую ладью» (1-е место) получила комедия «Два дня» Авдотьи Смирновой, вторую «Ладью» дали комедии «Пять невест» Карена Оганесяна, а третью — драме «4 дня в мае». Таким образом, симпатии профессионального и зрительского жюри совпали только в отношении картины «4 дня в мае», которую в Выборг привез прямо со швейцарского фестиваля в Локарно актер и сопродюсер Алексей Гуськов.

Актер и продюсер Алексей Гуськов привез в Выборг картину «4 дня в мае», удостоенную третьей «Ладьи» и спецприза «За смелость и гуманизм». Фото: Михаила Садчикова-мл.

Фильм этот действительно тронул за душу. Алексей Гуськов рассказал, что пять лет назад он запомнил рассказ одного из радиослушателей про то, как в самом конце войны советская разведрота защищала немецких детей и женщин… Но — от кого? От немцев, от наших войск? Радиорассказ оборвался на полуслове, а в голове продюсера родилась идея, которая несколько лет обрастала все новыми подробностями и в конце концов вылилась в мощный международный проект (бюджет свыше 4 миллионов евро) с участием очень сильных кинематографистов трех стран. Картина вышла яркая, полемичная, с новым глубоким и гуманным взглядом на войну. Картина выйдет в прокат в Германии этой осенью, а в России — в феврале.

В конкурсе неигрового кино специальный приз жюри достался петербургскому режиссеру Алине Рудницкой за фильм «Я забуду этот день» (картина рассказывает, о чем думает и что чувствует женщина за пять минут до аборта).

Во многих фестивальных лентах так или иначе находился «питерский след». Так, в фильме «4 дня в мае» главный герой, капитан по имени Горыныч, — бывший учитель из Ленинграда, а немецкая баронесса, приютившая детей в своем замке, вспоминает, как жила на Мойке еще в старом Санкт-Петербурге. В картинах-лауреатах прекрасно играют петербургские актеры Ксения Раппопорт («Два дня»), Данила Козловский и Елизавета Боярская («Пять невест»).

В фильме «Охотник» сыграла непрофессиональная петербургская актриса Татьяна Шаповалова. Наконец, в картине «Жила-была одна баба» под гром аплодисментов зрительного зала с шашкой, на лихом коне и с песней (народной песней «Трансваль, Трансваль») появился еще один петербургский непрофессиональный актер — Юрий Шевчук! 70-летний режиссер Андрей Смирнов доверил «Юре-музыканту» небольшую, но яркую роль лихого тамбовского атамана, который бьется за свободу крестьян.

Политика политикой, но и про кино Елена Драпеко не забывает. И зрители о ней помнят: на творческой встрече с актрисой зал был полон. Фото: Михаила Садчикова-мл.

 

Прямая речь
Юрий Шевчук:
— «Жила-была одна баба» — это история русской, тамбовской деревни, одной неграмотной крестьянки. Первая мировая война, Гражданская война и тамбовское восстание мужиков. Это было крупнейшее антоновское крестьянское восстание, наверное, даже в мире. Потому что тамбовских крестьян, фронтовиков Первой мировой, умеющих воевать, набралось около 250 тысяч. Вот таких настоящих афганцев, как сейчас у нас. И они встали против советской власти. Против всякой власти. Война эта продолжалась три года, были брошены лучшие силы Красной армии, которые брали Крым, против Колчака воевали… И совершенно не могли ничего с тамбовским восстанием поделать. Я играю Ишина, он — правая рука Антонова. Я неделю просидел в седле. С наганом в руке кричал: «Не выпустим оружию из наших мозолистых крестьянских рук, пока не выведем всех до одного куманистов, нахалов с русской земли! Долой ехидного змея Лениня и его палачей!» (Смеется.) Вот такой фильм. Андрей Сергеевич снял очень серьезное кино о крестьянской жизни, без иллюзий и без цинизма. У меня роль небольшая. Меня быстро очень убивают. Ну, не важно. Важно, что я поучаствовал в таком прекрасном кино.

Михаил Садчиков-младший
↑ Наверх