Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Юрий Темирканов: Я люблю и уважаю моих слушателей

По сложившейся традиции Филармония открывает новый сезон 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича

Накануне в Бетховенском фойе руководители Филармонии встретились с журналистами. Солировал маэстро Юрий Темирканов, который пребывал в отличном настроении и не отказывался отвечать даже на самые глупые и провокационные вопросы. Ответы были порой столь остроумными, что вызывали овации у пишущей и снимающей братии.

Особенный восторг вызвал его монолог, посвященный опере:

— Мне постоянно предлагают дирижировать операми. Но я отказываюсь. Опера отнимает очень много времени. Потому что половина поющих — идиоты! А так называемые режиссеры опер — жулики! У них, видите ли, есть «свое прочтение». Причем имеется в виду не прочтение музыки гениального композитора, а их собственное, режиссерское, прочтение. Они глупы и бесталанны настолько, что ставят себя выше Моцарта, Чайковского, Вагнера. Превращают великую музыку в сопровождение своих дурацких выдумок и совершенно искренне считают, что это и есть «прочтение» оперы. Хозе выезжает на велосипеде или на мотоцикле. Выходят на сцену люди, одетые в красноармейские шинели. Оказывается, это бояре! Какие они бояре? Зачем мне в этом участвовать? Из-за денег я уже играть не буду. Происходящее сейчас заставляет вспомнить слова Толстого о том, что искусство, к сожалению, погибнет, но музыку жалко! (Аплодисменты.)

Юрий Хатуевич без ложной скромности заявил, что не видел постановки оперы «Евгений Онегин» лучше чем та, которую сделал он в годы работы в Кировском (ныне Мариинском) театре. Потому что сделана эта постановка была с уважением к Пушкину и Чайковскому.

Что касается здания Мариинки-2, то оно, по его мнению, похоже на продуктовый магазин. А интерьеры кажутся ему купеческими. Звук, правда, хороший.

Все-таки маэстро собирается дирижировать концертным исполнением оперы «Иоланта». Это событие планируется на фестиваль «Площадь Искусств» 2015 года, когда мир будет отмечать юбилей Чайковского.

— Концертное исполнение оперы — это очень большой компромисс, — заметил маэстро. — Чайковский говорил, что опера, которая не поставлена в театре, не живет. Есть совсем немного оперных шедевров, которые могут быть представлены в концертном исполнении. «Иоланта» — один из них. Эта опера почти по-балетному глупа в смысле либретто, но при этом очень глубокая по смыслу. А вот, скажем, «Пиковую даму» нельзя давать в концертном исполнении. Потому что это серьезная опера, это драма.

Маэстро Темирканов ответил и на вопрос «Вечёрки».

— На протяжении уже десятков лет ваши концерты сопровождаются стабильными аншлагами. Скажите, а если бы вы узнали, что продана только половина зала, отменили бы концерт, как это делает ваш коллега Геннадий Рождественский?
— Я стал бы играть в любом случае и с той же отдачей, что и для полного зала, потому что очень люблю и уважаю моих слушателей, сколько бы их ни было.

После пресс-конференции журналистов пригласили спуститься в подвалы.

— Мы осваиваем только собственные помещения, — заметил Юрий Хатуевич. — На другие не претендуем. Просто жаль было, что подвалы пустовали. Зачем терять такие огромные пространства, если их можно использовать? И мы нашли возможность их отремонтировать. Теперь там очень красиво, да вы сейчас сами увидите. В подвалах будут проходить лекции, концерты. Будет буфет, где можно выпить чашечку кофе. Будут и концерты — камерная музыка, квартеты, квинтеты.

Вход в подвалы — с Михайловской улицы. Спустившись по лестнице, мы оказались в уютном пространстве, состоящем из фойе и нескольких залов. Пространство невелико — чуть больше 500 квадратных метров. Рассчитано не более чем на 50 человек.

Когда-то, в годы Первой мировой войны, здесь размещался лазарет, стояли койки.

25 сентября, в день открытия сезона, в подвалах пройдет первая лекция, которую прочитает музыковед Ольга Скорбященская. Она расскажет о Десятой симфонии Шостаковича и Третьем фортепианном концерте Рахманинова, которые прозвучат в этот вечер в БЗФ.

А уже сейчас здесь открыта выставка известного петербургского фотографа Виктора Васильева «Дирижеры: магия жеста».

О программе сезона

В абонементных концертах сезона примут участие знаменитые дирижеры и солисты, среди которых Марис Янсонс, Михаил Юровский, Григорий Соколов, Элисо Вирсаладзе, Барри Дуглас и многие другие. 

Среди коллективов, которые посетят Филармонию в рамках гастрольных туров, — один из лучших вокальных ансамблей «The King’s Singers» (Великобритания) и струнный оркестр Люцернского фестиваля, камерный оркестр «Рижская симфониетта» и симфонический оркестр Штутгартского радио под управлением Стефана Денёва, Джошуа Белл в дуэте с пианистом Алессио Баксом. 

19 января народный артист СССР Александр Дмитриев, возглавляющий Академический симфонический оркестр уже почти полвека, с 1977 года, отпразднует свое восьмидесятилетие. Шесть концертов цикла «Александр Дмитриев и его оркестр» станут музыкальным приношением Мастеру от оркестрантов, учеников и почитающих его коллег. В концертах абонемента Академический оркестр выступит под управлением Владимира Альтшулера, Юозаса Домаркаса, Павла Балеффа. 

XV зимний фестиваль «Площадь Искусств» откроется 14 декабря исполнением сочинений Элгара и Бриттена.

↑ Наверх