Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

За «Аврору» пьем залпом!

Сегодня, 27 декабря, кинотеатру «Аврора» исполняется сто лет

О том, какие фильмы показывали в кинотеатре «Пикадилли», почему он был переименован в «Аврору», как удалось выстоять в 90-е годы и отстоять здание в 2000-е, рассказывает корреспондент «Вечёрки» Даниил Сегаль.

Петербургский дворик, в котором расположился кинотеатр «Аврора», популярное место для свиданий.


Трудно перечислить все картины, которым был дан «зеленый свет» в петербургской «Авроре». И чаще всего дорога к зрителю, начатая в этих прославленных стенах, получалась особенно счастливой. Это уже стало некой приметой — ленты, прошедшие через экран «Авроры», чаще всего становятся зрительскими фаворитами.

Почему? За долгие годы в кинотеатре сформировалась группа единомышленников, которая не только искренне преданна важнейшему из искусств, но и формирует такой репертуар, который не может не понравиться подлинному ценителю кино.

Заглянуть в «Бездну женской души» можно было за 35 копеек

А начиналась славная история «Авроры» 27 декабря 1913 года, когда в самом сердце Невского проспекта появился первый в нашем городе театр, названный «Пикадилли» и специально приспособленный для кинопоказов. 

В современных мультиплексах таких роскошных интерьеров нет.

«До этого в Санкт-Петербурге фильмы демонстрировали в кафе, ресторанах, других заведениях, — рассказывает бессменный директор «Авроры» с 1981 года Людмила Алексеевна Григорьева. — Но именно «Пикадилли» стал первым действительно комфортным местом в городе, ориентированным исключительно на кинопоказы».

Первых посетителей «Пикадилли» впечатляла невиданная доселе роскошь при сравнительно демократичных ценах — от 35 копеек за билет. Правда, тех, кто хотел наслаждаться зрелищем на более комфортных местах — ложах (да-да, были в «Пикадилли» и они!), должны были раскошелиться на сумму не менее трех целковых. Зал вмещал довольно большое количество зрителей — 800 (для сравнения: открывшийся в том же 1913 году в Париже кинотеатр фирмы «Гомон» мог пригласить на сеанс всего 380 человек).

Что же смотрели в «Пикадилли» любители кино сто лет назад? Сохранилась афиша, зазывавшая зрителей в лучший синематеатр города на Неве на показ мелодрамы «Бездна женской души». Перед демонстрацией фильма часто показывался киножурнал — явление, современной молодежи не известное. Большое внимание в кинотеатре уделялось музыкальному сопровождению лент — как известно, в эпоху Великого немого все сеансы сопровождались игрой на пианино. Одно время тапером в «Пикадилли» работал сам Дмитрий Шостакович. Для большего эффекта немые фильмы порой сопровождались игрой целого симфонического оркестра. Впоследствии это начинание вылилось в большие концерты симфонической музыки. Позднее здесь пела любимица публики Клавдия Шульженко.

Музыка и сейчас — частый гость в стенах кинотеатра, на экране которого можно увидеть знаменитые оперные спектакли, поставленные в лучших театрах мира. А в VIP-зале стоит белый рояль, который в свое время выбрал великий петербургский композитор Андрей Петров. Когда он узнал, что «Авроре» требуется музыкальный инструмент, вызвался лично выбрать наиболее подходящий.

Как «Пикадилли» стал «Авророй»

Но вернемся к истории «Пикадилли». Очень любил кинотеатр Владимир Набоков, о чем можно прочитать в его автобиографическом романе «Другие берега». После революции идеологическая борьба затронула, конечно, и кинотеатры. Все в жизни страны якобы опиралось на волю народа. Появилось такое явление, как «коллективные письма трудящихся», недалеко ушедшие от доносов. Одна из таких петиций была напечатана на страницах ленинградских газет в конце 1929 года. В письме активно обсуждалось название «Пикадилли», которое было «непонятно рабочему человеку» и даже резало слух. Зато стало хорошо понятно, что такое «буржуазное» название кинотеатру предстояло носить недолго. Вопрос о переименовании оказался настолько серьезным с идеологической точки зрения, что для его решения потребовалось почти три года.

С плафона на зрителей взирают звезды мирового кино.

Наконец, к 15-й годовщине Октябрьской социалистической революции лучший кинотеатр города переименовали в «Аврору». В том же 1932 году в революционном кинотеатре была установлена передовая, редкая для того времени аппаратура для демонстрации звуковых фильмов. Другие революционные изменения ждали «Аврору» четыре года спустя — после капитального ремонта площадь кинотеатра была увеличена вдвое, появились фойе и концертный зал.

«Нас спас Никита Михалков»

И все-таки главное для любого кинотеатра — не его убранство, а репертуар. Понятно, что со временем он претерпел значительные изменения. Вскоре кинотеатр стал «первым экраном», все самые новые ленты появлялись именно здесь. Во время войны демонстрировались наиболее яркие антифашистские картины, в блокадные дни показывалась знаменитая документальная лента «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», впоследствии удостоенная «Оскара».

Собираясь в такой кинотеатр, хочется одеться понаряднее.

В мирное время «Аврора» стала исключительно премьерным кинотеатром, именно здесь чаще всего демонстрировались ленты, требующие особого, вдумчивого зрителя. Здесь в 70-е годы впервые были показаны признанные шедевры, увенчанные «Оскарами», — «Лев зимой», «Звуки музыки», «Оливер!».

В годы перестройки, когда все в стране резко стало меняться, в том числе и в искусстве, кинотеатр не оказался в стороне от происходивших процессов — именно здесь шли фильмы нового времени, а также ленты, долгое время пролежавшие на полках. Проводились кинофестивали, встречи со съемочными группами, видными отечественными и зарубежными кинодеятелями.

Начало 90-х — особое время для нашей страны. Людмила Григорьева вспоминает, как непросто было тогда «Авроре» выживать. В те годы, когда всё в нашем городе покупалось и продавалось, главное было, несмотря ни на что, остаться именно кинотеатром, а не казино или ночным клубом. Тем более что место на Невском проспекте «Аврора» занимала воистину завидное и желающих обосноваться в роскошных интерьерах было предостаточно. Но коллективу удалось выстоять.

Когда экраны города заполонил киноширпотреб, а зрители будто охладели к «десятой музе», «Аврора» сразу отказалась от проката бездумной американской продукции. Была сделана ставка на поддержку отечественного кино, которое в то время переживало не лучшие времена. Вовремя протянутая рука помощи спасла и тех и других: направление оказалось абсолютно верным — именно упор на наше кино позволил «Авроре» сохранить самобытность и авторитет среди зрителей.

Сейчас Людмила Алексеевна говорит с улыбкой: «Нас спас Никита Михалков». Работу этого режиссера «Урга. Территория любви» показывали в кинотеатре более полугода. В 1994 году фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», впоследствии увенчанный «Оскаром», шел на экране более года, а его же фильм «Сибирский цирюльник» не сходил с экрана кинотеатра более двух с половиной лет. «Мы показывали эти ленты до тех пор, пока в зале находился хотя бы один зритель», — рассказывает Людмила Алексеевна.

Впоследствии аналогичная судьба ждала новые работы (все перечислить невозможно) Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Станислава Говорухина, Александра Митты, Андрона Кончаловского, Владимира Меньшова, Алексея Германа, Виталия Мельникова, Александра Сокурова. 

Павел Кадочников — один из самых красивых актеров СССР.

По-особенному в «Авроре», разумеется, относятся к работам петербургских режиссеров. Если можно так выразиться, они всегда имеют здесь режим наибольшего благоприятствования. Достаточно сказать, что абсолютно все работы Алексея Балабанова шли в «Авроре». Сейчас ни один сколько-нибудь достойный российский фильм не минует гостеприимный экран «Авроры». 

«Мы готовы демонстрировать ленты такого же качества, как «Географ глобус пропил», до тех пор, пока на него будут идти зрители», — утверждает директор кинотеатра. 

В планах — увеличить количество сеансов документальных лент, поскольку они сейчас особенно востребованы. Например, показанные в «Авроре» работы известного документалиста Виктора Косаковского пользовались у зрителей особенным успехом.

«Больше всего нам нравятся в «Авроре» места для поцелуев»

…Подхожу к кассе. Здесь, как обычно, несколько человек — что-то изучают на афишах, выбирают. Интересуюсь у некоторых: что могут они сказать о кинотеатре, которому скоро исполняется сто лет?

Валентина Андреевна, пенсионерка: «Я внимательно слежу за репертуаром «Авроры». Стараюсь не пропускать премьеры, потому что знаю — плохие фильмы здесь просто не показывают. Вот сейчас иду на фильм о принцессе Диане. Мне интересна ее судьба».

Ирина и Павел, студенты: «Мы здесь недалеко учимся и, если есть время, частенько заходим фильмы посмотреть. Иногда даже с пар сбегаем, когда сеанс по времени с учебой совпадает, а нам фильм позарез посмотреть надо (смеются). Что нам больше всего в «Авроре» нравится? Места для поцелуев!»

Дмитрий, инженер: «Я заметил, что в «Авроре» часто идут те фильмы, которых нигде больше нет. Видимо, специально так здесь подбирают репертуар. Или вот лента уже всюду перестала идти, а в «Авроре» еще остается, чтобы каждый, кто хочет, мог посмотреть. Нам как бы говорят: не пропустите. Я вот на «Жасмин» сейчас иду. В свое время пропустил, а сейчас узнал, что исполнительница заглавной роли может «Оскар» получить. Значит, надо посмотреть. И где? Только в «Авроре» фильм остался. Извините, на сеанс спешу». 

↑ Наверх