«Греза» довольствовалась грезами
В финском заливе состоялся очередной розыгрыш Кубка Большой Невы по парусному спорту на призы «Вечёрки»
Кубок Большой Невы нередко называют гонкой трех соборов. Ведь яхтсмены на вечёркинской регате ориентируются в маршруте на Морской собор в Кронштадте, собор Петра и Павла в Петергофе и Исаакиевский в Петербурге. В хорошую погоду купола превосходно видны. И на этот раз, в минувшую субботу, повезло с погодой — солнце, ветер, тепло.
Разве что только рекорд, установленный в прошлом году, побить не удалось: хотя в Финский залив вышли около 70 яхт, общее количество участников регаты оказалось человек 400 (а не 500). Зато обошлось без привычных протестов.
ЯХТА ГЕРИНГА ИНТЕРЕСУЕТ ЖУЛИКОВ
— Взгляните: яхта Геринга, — пригласил корреспондентов «ВП» подняться на борт «Мальвы», которая второй сезон подряд выступила на регате судейским судном, помощник капитана Олег Федоров. — Правда, скорее всего, с Герингом яхту роднит только то, что она была построена при фашистском режиме.
Олег Федоров — настоящий морской волк.
«Мальва» — яхта 1938 года постройки — якобы принадлежала Герману Герингу. Правда ли это, сказать сложно. Существует версия, что на ее борту бывали подчиненные руководителя люфтваффе. И якобы один нацистский генерал от авиации под занавес войны драпанул на ней к берегам Швеции — там брошенную «Мальву» и нашли.
Судно на ходу, хотя немецкая обшивка истрепалась за долгие годы. Даже курсировало снова к шведским берегам — но на регату. Да, кстати, познакомьтесь: матрос Иван. Сам родом с Украины, в Питер приехал на работу. Бывает, на «Мальве» ночует.
— Однажды я случайно ночевал на «Мальве», не спалось, — описал ситуацию Иван. — Вдруг слышу: будто бы на яхте кто-то ходит и чем-то шуршит. Гляжу: забрался жулик — уже срезает части корабельной снасти. Я полез в драку, потом вызвал правоохранителей. Воруют нынче часто, особенно зимой. Не понимаю: откуда это пошло?
Матрос Иван не испугался воришек.
ЭКИПИРОВКА НА БОРТУ — ПЕРВЕЙШЕЕ ДЕЛО
...Вот и финский залив. Судьи уточняли размер зачетной, 18-ки-лометровой дистанции для классических яхт — до Кронштадта и обратно. А многие матросы, к удивлению укутавшихся в куртки корреспондентов «ВП», орудовали на борту в летней обуви и шортах. Один из них даже полез купаться.
— Сейчас экипировка у яхтсменов качественная, одежда действительно непромокаемая, — продолжил вице-капитан Олег Федоров.
— А раньше мы ходили на регаты в прорезиненных водолазных костюмах, так в них было иной раз так холодно — думали, дуба дадим! Сильно промокали, замерзали — даже в сентябре.
— Обыватель думает: о, яхта — девушки в ярких купальниках на борту загорают. Но это не так, — говорит президент Парусного союза Санкт-Петербурга Сергей Алексеев. — Из рейса зачастую возвращаемся в зимней одежде. Да и та вся мокрая.
Но на этот раз с погодой повезло: ветер и солнце. Самая яхтенная, утверждают шкиперы. Так что сокращать дистанции не пришлось. Их было, кстати, две: 12-миль-ная — до банки Каменная у крейсерских яхт и короткая, длиной примерно в 4,8 мили, для «драконов». У лодок этого класса — несколько зачетных гонок, и в субботу они успели посоревноваться трижды: а вдруг ситуация на заливе ухудшится?
«ГЕПАРД» ОПРАВДАЛ НАЗВАНИЕ
В заливе между тем сгруппировалось до 70 яхт восьми зачетных классов. Среди завсегдатаев вечёркинской регаты отсутствовал, пожалуй, только Валентин Наумов, которого корреспондент «ВП» застал на берегу: он работал на своей новой яхте современного класса «950». Остальные корифеи занимались лавировкой на старте.
— Чемпионами в гоночном классе «Цетус» наверняка станет «Греза», — прикинул, оценив погодную обстановку, Сергей Алексеев. И добавил: — Потому что я на ней хожу.
«Цетусы» — пожалуй, самые быстроходные яхты. Идут со скоростью в среднем 10 узлов (примерно 18 километров в час). Среди «цетусов» на петербургскую регату заявлены четыре яхты. Поначалу — ветер встречный, сильный.
Но меняется по направлению. По такой погоде многое решает состояние матчасти и еще мастерство рулевого — а гонки считаются лотереей: кому повезет.
— До Кронштадта мы шли в лавировку — по встречному ветру, и кто искуснее поймает изменения его порывов, тот победит, — объяснил корреспонденту «ВП» президент СППС. — Здесь очень многое зависит от команды: нужно ловко работать с парусами, особенно при поворотах. Так всегда бывает на заливе: кому-то погода благоприятствует больше, а кому-то — меньше... Ну а когда мы уже обогнули буй у Кронштадта и шли под спинакером, изменить ничего было нельзя: в таких условиях у экипажей равные возможности.
«Грезе» Алексеева не повезло: она финишировала третьей. Победила яхта «Ариэль», второе место занял «Мир». Хотя все парусники шли с разницей буквально в секунды.
Во многих классах яхты, впрочем, соревнуются «по пересчету» — прийти первым не всегда означает выиграть. Место зависит от так называемых гоночных баллов (соотношения технических параметров судов и времени, которое они затратили на прохождение дистанции). Судьи ударились в подсчеты. Предварительные данные такие: в зачетной группе ORC (это спортботы) победила яхта «Мария», в классе «Л-6» — «Онега», у «четвертьтонников» — «Гепард», в классе «Santer-760» (эти суда тоже гоняются на короткой дистанции, как и «драконы») — «Фокстрот». А среди «минитонников» — «Песня». Наконец, среди «драконов», как из пепла, возродился «Феникс».
Метки: Парусный спорт Проекты «Вечёрки»
Важно: Правила перепоста материалов