Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

За долги по ЖКУ повысят пени

Права коммунальщиков расширяют, а о правах потребителей забыли

Лето — это не повод расслабляться и забывать оплачивать платежи за жилищно-коммунальные услуги. На днях ресурсоснабжающие организации объявили о том, что в отношении должников по ЖКУ они принимают новые меры воздействия. Должникам испортят кредитные истории и повысят пени за задержку платежей.

Эксперты отмечают, что долги по коммунальным услугам в Петербурге стремительно растут. С начала 2015 года задолженность петербуржцев за ЖКУ выросла на 11% и превышает 11,18 млрд. рублей. Как сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, многие должники не платят годами. Так, например, около 4 млрд. рублей из общей суммы долгов петербуржцев взыскать не представляется возможным, так как истек трехлетний срок давности предъявления иска. Таким образом, в Смольном рассчитывают вернуть около 6,9 млрд. рублей.

Меры воздействия

Чтобы у горожан больше не возникало желания не платить за коммунальные услуги, вводятся новые меры воздействия. На днях ресурсоснабжающие компании объявили о том, что они намерены делиться информацией о должниках с Национальным бюро кредитных историй (НБКИ). После чего эти данные будут влиять на решение банков­ских работников о выдаче кредитов. В лучшем случае должнику кредит могут выдать, но с более высокой процентной ставкой, в худшем — откажут в выдаче займа. Все данные, которые будут предоставлены в бюро кредитных историй, сохранятся в базе минимум 10 лет.

Как рассказали «Вечёрке» в ЗАО «Петро­электросбыт», в настоящее время в Петербурге насчитывается 20 тысяч должников по оплате за электроэнергию и 11 тысяч — в Ленинградской области. Все они являются потенциальными кандидатами на передачу информации об их долгах в бюро кредитных историй.

В компании «Газпром Межрегионгаз» отметили, что они передадут в НБКИ информацию о 5 тысячах неплательщиков.

В отношении 25 тыс. человек представители обеих компаний подавали иски о неуплате за ресурсы, выиграли дела и дали жителям время на оплату. Но в течение 10 дней петербуржцы так и не закрыли долги, и теперь компании готовы пойти на новые меры, которые позволяет закон.

Долг платежом красен

Возможность вносить данные о неплательщиках по коммунальным услугам в кредитные истории появилась в июне 2014 г. Был принят Федеральный закон №189-ФЗ, который вносил изменения в Закон «О кредитных историях». Срок начала передачи сведений от энергетиков и управляющих компаний был установлен 1 июля 2014 г., однако впоследствии должникам снова дали время до 1 марта 2015 г.

Стоит отметить, что по закону данные в бюро кредитных историй могут предоставлять не только энергетики («Газпром», «ПЭС» и др.), но и управляющие компании, которые формируют общую квитанцию по коммунальным и жилищным услугам и не получают эти платежи вовремя. Кроме коммунальных квитанций жители Петербурга отдельно оплачивают домашний телефон, а также Интернет. По закону поставщики услуг связи тоже могут подать данные о долгах нерадивых абонентов в бюро кредитных историй, если есть судебное решение о взыскании долгов.

Между тем в ближайшее время штрафы за несвоевременную оплату коммунальных услуг могут быть увеличены в два раза. Соответствующая норма содержится в законопроекте об улучшении платежной дисциплины в отрасли ЖКХ, который комитет Государственной думы РФ по жилищной политике и ЖКХ рекомендовал принять во втором чтении нижней палате парламента. Планируется, что сегодня, 9 июня, Госдума рассмотрит законопроект. Суть нововведения такова: если сейчас при просрочке платежей ЖКХ пеня взимается в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день, то поправками предлагается начислять ее в размере 1/170 ставки. То есть практически увеличить в два раза.

Все по закону

Одним словом, поставщики коммунальных услуг получили в руки очередные инструменты, позволяющие требовать от потребителей своевременную плату. Вот только у самих потребителей дополнительных возможностей, кроме как жаловаться на некачественную работу коммунальщиков в жилищную инспекцию или в прокуратуру, не появилось. Между тем в почте «Вечёрки» немало обращений, в которых рассказывается о некачественной работе дворников, сантехников и управляющих компаний.

Об одной такой истории поведал Павел Романов, проживающий во Фрунзенском районе: «У меня потек кран. Вызвал сантехника, а тот, как увидел старые трубы, сразу заявил, что здесь работы дня на три. Надо сразу несколько точек менять, начальство может материал дать, но не на всё, а потому надо доплатить 6 тыс. рублей». По словам Павла Романова, он так поразился откровенному вымогательству, что отказался от услуг сантехника. Поехал в магазин, сам купил материалы и исправил текущий кран. И все это обошлось ему в сумму 1890 рублей.

Римма Казакова, живущая в Невском районе, сообщила о том, что в ее квартире внезапно погас свет. Ни один телефон горячих линий и дежурных по району не отвечал. Электричество дали через несколько часов, уже поздно ночью. «Хорошо, что успела отключить телевизор и холодильник, а то вся техника могла бы выйти из строя», — написала читательница. По ее словам, такие отключения электричества в ее доме — не редкость.

В связи с этим и возникает вопрос: почему жилищно-коммунальная система продолжает строиться на неравноправии сторон? Почему за некачественно предоставленные услуги коммунальщиков сегодня сложно или практически невозможно наказать? Ведь чтобы призвать их к ответу, надо обивать чиновничьи пороги, добиваться правды в судах. Зато у монополистов в руках постоянно появляются все новые и новые инструменты для воздействия на потребителей услуг.

Платить по долгам, конечно, надо. Только, требуя исполнения закона с других, надо и самим неукоснительно его выполнять.

↑ Наверх