Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

За доской не спать!

Посетители Шахматной гостиной Балтийской медиа-группы на личном примере выяснили принцип блица

«Любите ли вы шахматы так, как любим их мы?» — таким нешуточным вопросом ежегодно задаются знаменитые петербуржцы, которые приходят в Шахматную гостиную на Каменноостровский проспект, 67, — в преддверии традиционного Открытого чемпионата Санкт-Петербурга по молниеносной игре в шахматы (блиц), который посвящается памяти заслуженного работника культуры РФ Валентина Семёнова. Этот турнир, напомним, проходит в нынешнем году в 61-й раз, финал состоится в шахматном клубе «Овертайм» 7 декабря.

Шахматы любят многие. Не зря в семидесятые годы в Ленинграде самый массовый турнир «Вечёрки» собрал — если считать партии, разыгранные в трудовых коллективах, — более 30 тысяч участников!

В блиц сразились Иван Краско и Александр Халифман.

— А у нас в театре эпидемии случались, — заинтриговал народный артист России Иван Краско. — Эпидемии игры в шахматы, иногда в нарды. Мы тогда располагались в красном уголке. Однажды Эммануил Шварцберг, игравший драматические партии с Сергеем Боярским, отцом Михаила Боярского, засиделся за игрой настолько, что его вызвали по громкой связи: дескать, пора на сцену. Он появился — и первый его вопрос был таков: «А я кто?» А Борис Михайлович Соколов, народный артист России, однажды застал меня за партией со Станиславом Ландграфом. Он надолго задумался, после промолвил: «Да, тут дело плохо». Мы удивились: «Что же здесь плохого?» — «Да вы оба играете с заведомо слабыми противниками»...

Впрочем, по мнению Краско, шахматы — удивительное действо, заставляющее, выражаясь языком актера, «точить мозги». И лучше всего это делать в блице. «За доской не спать!» — вот его принцип.

— Если вы следили за тем, как проходил чемпионат мира в Сочи между Карлсеном и Анандом, то могли наверняка заметить: великий чемпион норвежец Магнус Карлсен позволял себе периодически немного за доской поспать, — пояснил 14‑й чемпион мира по шахматам (по версии ФИДЕ) питерский гроссмейстер Александр Халифман. Он был как раз одним из тех, кто комментировал матч за корону. — В классических шахматах такой трюк пройти может. А вот в блице и для гения, если тот вдруг заснет после дебюта минутки на две, партия на этом закончится.

В Шахматную гостиную выдающийся гроссмейстер заглянул не только для того, чтобы прокомментировать нюансы подготовки к блицу, но и лично сыграть с Иваном Краско. Иван Иванович признался: он большой любитель шахмат и сесть за одну доску с Халифманом для него честь.

От предложения действовать белыми Иван Краско великодушно отказался. В свою очередь Александр Халифман отверг идею предоставить оппоненту фору в ферзя.

Довольно быстро выяснилось: шахматисты разыграли нечто из защиты Филидора. Краско осторожно двигал пешечки.

— Окопались: активно не играют, ждут ошибок противника, — прокомментировал позицию известный питерский гроссмейстер, прошлогодний чемпион Санкт-Петербурга на призы «Вечёрки» Максим Новик. — Хорошо, Халифман ферзя только что не зевнул.

Победители предыдущего турнира Максим Новик и Ирина Судакова.

Обычно принято играть быстрее, развивая ферзевый фланг и делая рокировку. Однако черные (Иван Краско) смело задействовали оба фланга. Агрессивная игра! Иван Иванович словно задался целью объявить: «Вам мат, гроссмейстер!» Но расплата за попрание законов шахматной стратегии довольно быстро наступила. Ладья артиста угодила под связку с королем и погибла.

— Эх, что ни говори: пришлось сдаваться, — пожал руку экс-чемпиону мира Краско. — Но, друзья, пора бы, честно говоря, задуматься о полноценном возрождении в городе шахмат.

***

В Шахматной гостиной журналисты поинтересовались, почему для победителей турнира у мужчин и женщин предусмотрены в качестве призов телевизоры, «а не более пригодные для нужд компьютеры».

Отвечаем: во-первых, телик чемпиону — тоже славная традиция вечёркинского блица за его 60-летнюю историю (хотя, случалось, триумфаторы от нас с наручными часами уходили — как в 1955 году Борис Спасский). Во-вторых, компьютеры у шахматистов и так есть. В-третьих, по словам гроссмейстера Ирины Судаковой, «телевизор получить приятнее».

Напоминаем!

Финал 61-го Открытого чемпионата Санкт-Петербурга по молниеносной игре в шахматы (по блицу) состоится 7 декабря в шахматном клубе «Овертайм» на Гороховой улице, 49 (начало — в 12.00). Попасть туда может любой желающий, хотя количество мест ограничено: всего 140 человек. И еще нужно будет уплатить 300 рублей. Впрочем, цена варьируется: для игроков 2000 года рождения и моложе, а также 1954 г. р. и старше она составляет 200 рублей, а для тех, кто не имеет постоянной или временной регистрации в Петербурге, — аж тысячу.

Подать заявку можно по 6 декабря (до 18.00) и даже позже, но тогда придется уплатить дополнительно 50 рублей.

Финал проводится в два раунда: «круговик» по швейцарской системе (вероятнее всего, в 11 туров), после чего 6 лучших среди мужчин и 4 лучшие среди женщин разыграют призы в дополнительном круге с учетом набранных ранее очков.

↑ Наверх