Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Зачем мы сделались людьми?..

До 19 мая в Музее современного искусства «Эрарта» — выставка скульптора Дениса Прасолова «Партеногенез»

Партеногенез — так называемое «девственное размножение», когда яйцеклетки развиваются в материнском организме без оплодотворения. Такой способ размножения характерен в основном для примитивных организмов, но встречается и у некоторых заметных глазу животных (пчел, ящериц).

Денис Прасолов сравнивает партеногенез с творческим процессом: произведения «вырастают» где-то внутри. Кроме того, наверное, важно, что каждая из работ представляет собою изображение отдельного организма — существующего в действительности или выдуманного художником.

«Алеша».

Скульптуры вызывают те или иные исторические/литературные ассоциации, за каждой есть культурный шлейф, причем весьма длинный. Четкая детализация (видна «каждая шерстинка») отсылает не только к скульптуре, но и к книжной графике прошлого: например, заяц Николай очень похож на Мартовского Зайца из «Алисы в Стране чудес». Но больше вспоминаешь про всякие легенды и мифы, правда адаптированные к современному восприятию: медвежья лапа — стилизованная и совсем не страшная, маленькая аккуратная тучка на трех ножках-молниях — не суровая стихия, а символ судьбы, удачи и благополучия, а крошечный инопланетянин Алеша, оседлавший воробья, — не агрессор, а персонаж детского мультика.

На стенах рядом со скульптурами — графические листы с изображением… этих же скульптур. «В процессе создания у меня получается очень много графического материала, пачки предварительных рисунков. Мне показалось интересным пойти от обратного и сделать портреты уже готовых скульптур для этой выставки», — говорит художник.

Вторая часть экспозиции — огромные глянцевые пингвины. Они как раз не отсылают к прошлому, а смотрятся как изделия хай-тек: «В пингвинах нет никакой идеологии, не важно, что я имел в виду, важнее, как воспринимают зрители. Кто-то его с чайником сравнил, кто-то с буддой, а одна девочка сказала про большого золотого пингвина: «Я поняла: это Мать-Земля поднялась против звездного десанта». Я очень обрадовался такой неожиданной трактовке», — рассказал Денис.

«Первый отряд. Феликс».

Третья часть экспозиции — серия небольших скульптур: одинаковые стройные белые фигуры в скафандрах увенчаны бронзовыми звериными головами. «Животные-космонавты — это серия о зверушках, которые летали в космос до человека и погибали там. Это памятники, хоть и выглядят смешно. Мне нравится, что на них так реагируют — смеются».

↑ Наверх