Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Зачем ребенку слушать Бетховена

26 мая в преддверии школьных каникул в Большом зале Филармонии состоится дневной концерт абонемента «Концерты для всей семьи»

 

В концерте примут участие Академический симфонический оркестр Филармонии, дирижер Ян Мориц Онкен (Германия) и солист Олег Вайнштейн. Ведущая абонемента — Наталия Энтелис. В программе: Концерт №23 для фортепиано с оркестром Моцарта и Симфония №5 Бетховена.

Олег Вайнштейн


лег Вайнштейн — лауреат и дипломант международных конкурсов, среди его наград 1-я премия IV Международного конкурса пианистов (2004, Гайар, Франция), 5-я премия Европейского конкурса пианистов имени Шопена (1999, Дармштадт, Германия), действительный член Шопеновского общества Санкт-Петербурга. В 2010 году был удостоен премии правительства Петербурга «Надежда России» в номинации «преподаватель».

Ян Мориц Онкен, как и Вайнштейн, окончил Санкт-Петербургскую  консерваторию (класс профессора Николая Алексеева), факультет оперно-симфонического дирижирования. Работал ассистентом у Мариса Янсонса. В 2005 году основал вместе с друзьями симфонический оркестр в Берлине. С 2010 года возглавляет Студенческий оркестр Государственного педагогического университета имени Герцена. С 2011 года работает ассистентом в Мариинском театре.

Ян Мориц Онкен

О программе концерта расскажет музыковед, член Всероссийской комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества при Союзе композиторов Российской Федерации Наталия ЭНТЕЛИС: «У нас, как нигде в мире, распространена детская музыка. И действительно есть композиторы, которые специализируются на сочинении музыки для детей. Но ее с большим удовольствием слушают и взрослые!  Мое мнение, что «детской» и «взрослой» музыки нет. Есть музыка хорошая и не очень. А что касается нашего абонемента «Концерты для всей семьи» и вопроса о том, зачем вообще водить ребенка слушать серьезную музыку, то я скажу следующее. Нет такого взрослого человека, который бы сказал: «Я однажды слышал мессу Баха и все в ней понял» или «Я однажды слышал 9-ю симфонию Бетховена, и больше мне не надо ее слушать, я все в ней понял». Великие произведения искусства, как мне кажется, до конца не могут быть поняты в течение всей человеческой жизни! Как великие романы — вы перечитываете их в разном возрасте и все время находите для себя что-то совершенно другое. Потому что вы дорастаете в своем жизненном опыте еще до какого-то слоя смыслов в этой великой музыке. Мне кажется, что не надо даже говорить ребенку, что он поймет эту музыку (в нашем случае это симфония Бетховена и концерт Моцарта). Эта музыка больше ребенка, он должен почувствовать это, получить эмоциональное впечатление. Эмоциональная память — самая цепкая, самая глубокая. У ребенка останется  впечатление чего-то огромного, прекрасного, до которого он, может быть, еще не дорос. И хорошо, если родители ему скажут: «Сейчас мы идем слушать музыку, где-то тебе может быть скучновато, но ты посиди, помечтай, просто не сопротивляйся этой музыке, хочешь, даже закрой глаза, музыка сама тебя уведет туда, куда ты сможешь за ней пойти».

 

↑ Наверх