«Зачем ты это снимаешь?»
Наши корреспонденты заглянули к школьникам-фотографам в Аничковом дворце
В это воскресенье, то есть 12 февраля, Аничков дворец празднует юбилей. Конечно, любое издание эту дату как-то отметит. Все-таки 75 лет назад открылся знаменитый Ленинградский дворец пионеров. В нем есть старейшие кружки, которым тоже по 75 лет. Это, к примеру, техника с авиа-, судо- и автомоделированием, шашки и шахматы, ансамбль песни и пляски. Есть и выпускники Аничкова из тех, кого принято называть «выдающимися людьми», – к примеру, космонавт Георгий Гречко, председатель РАО ЭС и политик Анатолий Чубайс, солистка Мариинского Ольга Бородина и балерина Диана Вишнёва, руководитель МДТ Лев Додин, певица Марина Капуро, тренер Алексей Мишин и еще десятки людей. Во дворце сотни кружков, тысячи преподавателей. Мы зашли в студию, в которой учат фотографии. Не потому, что она самая старинная, самая выдающаяся или самая инновационная, а просто, из интереса.
– Вот я не понимаю, почему человек, который купил флейту, – это человек с флейтой, а человек, который купил фотоаппарат, – это уже фотограф? – недоумевает руководитель дворцовой студии «Силуэт» Герман Павлов. – Нет уж, человек, купивший фотоаппарат, – это всего лишь человек с фотоаппаратом и не более того.
В студии ребят учат, что называется, по старинке. В этом смысле кружок можно назвать ровесником Аничкова дворца. Работают фотографы-школьники на технике и технологиях примерно такого же возраста. Снимают пленочными фотоаппаратами, проявляют фотографии в темной проявочной студии и так далее.
Правда, недавно вот прикупили немного осветительной техники и отражатели. Впрочем, на занятии в одном агрегате перегорает лампочка и Герман Олегович, кряхтя, что, вот, мол, и тысяча рублей вылетела, идет искать замену в закромах фотолаборатории. На занятии на этот раз проходят фото на документ. Полчаса лекции и практика.
– Клиент, знаете ли, всегда неадекватен, – предупреждает преподаватель своих учеников. – Итак, представьте, что я пришел сниматься на паспорт.
Тут он разваливается на стуле, немного склонившись в сторону, и начинает дрыгать ногой.
– Сядьте прямо, чуть правее, – просит его девушка, вызвавшаяся попрактиковаться первой.
– Да пожалуйста! – отвечает Герман Олегович и радостно поворачивается влево. – Понимаешь, то, что для тебя «право», для меня – «лево».
Устные попытки выправить «клиента» ни к чему не приводят, и девушка направляется к Герману Павловичу и сажает его, как надо, самостоятельно.
Выясняется, что зачастую так и надо делать, иначе вас не поймут. Параллельно ученики узнают еще несколько ценных советов. Их предупреждают, что мальчики к своим изображениям относятся куда спокойнее, чем девочки. Так что к съемке дам нужно подходить особенно бережно. Снимок лучше показать и согласовать, чтобы потом не услышать возмущенную истерику из разряда «Я что, такая уродка?!».
– Иногда хочется им сказать: «Закройте рот» или «Улыбнитесь», – предупреждает Герман Олегович. – Но так говорить не надо. Нужно быть спокойным, доброжелательным, общительным. Да, часто человек позирует почему-то с открытым ртом. Но объяснять ему, что это не очень красиво, нужно корректно.
Молодежь приступает к практике. Если бы все фотографии на паспорт делались с таким подходом, а не в качестве одолжения вам в процессе снимания вашего искривившегося лица. В общем, пока молодежь практикуется, Герман Олегович рассказывает немного о «Силуэте».
– Никакого предварительного отбора здесь нет, занятия бесплатные, и ходить на них может каждый, – говорит он. – Отбор происходит в процессе.
Принимаем в студию ребят лет с 14.
– Давно здесь преподаете?
– Поти 30 лет, с 84-го года.
– Говорят, здесь Медведев занимался... А вы, наверное, слышали, как фотографы поиздевались над его выложенными «Вконтакте» фотографиями? Мол, горизонты у президента завалены...
– Ну, я тогда еще не преподавал, ведь это 1974 – 1975 годы.
– За все это время что изменилось в процессе обучения в Аничковом?
– Конечно, технологии влияют, но мы-то учимся классике. Снимаем черно-белые фото, как 100 лет назад, на пленку, проявляем их. Технология в фотографии третична.
Пример тому – выпускник «Силуэта» Александр Таран. Серия его снимков с чемпионата мира по самбо заняла 2-е место в номинации «Спорт. Фотоистория» в конкурсе «World Press Photo». До этого он уже становился лауреатом нескольких премий, но такая победа для самих фотографов сравнима с вручением звездам премии «Оскар». После «Силуэта» Таран закончил факультет журналистики СПбГУ, работал фоторепортером в информагентстве «Интерпресс», публиковался в ведущих изданиях России и зарубежья.
Будущие Тараны тем временем показывают Герману Олеговичу свои последние снимки.
– Ну зачем ты это снимаешь? – вопрошает он у девушки, показывающей снимок огромного яблока. – Ладно, натюрморты потом будем проходить, на третьем году. А эта птица, что с ней такого? Летит. Прием получился, а кадра нет. Лучше уж дождись, когда город покорит изморозь, а это явно случится скоро, и попробуй поснимать при таком виде. А вот корабль с надписью «Благодать». Выезжаешь за счет надписи, разве что. Композиции нет. Зачем ты это снимаешь? Всегда задавай себе такой вопрос. Что ты хочешь этим сказать? Вот медальон, что с ним? Он красивый? Но ты этого не показала. Не видно ни внутренностей, ни поверхности. Ничего, скоро у тебя голова «встанет»...