Газета выходит с октября 1917 года Friday 14 августа 2020

Задача — рассказать о человеке

На киностудии «Ленфильм» завершаются съемки картины «28 панфиловцев». Наш корреспондент побывал на площадке

Легенда гласит, что бойцы 316-й стрелковой дивизии генерала Ивана Панфилова в ноябре 1941 года остановили наступление гитлеровских войск под Москвой. Таким или иным был тот бой, было их 28 или более ста, как утверждают современные историки, — в данном случае не имеет значения: кино — произведение художественное. Важно, что создатели картины решили рассказать о подвиге панфиловцев без излишней романтизации, которая свойственна многим сегодняшним кинолентам о войне. 

Андрей Шальопа, автор сценария и продюсер, провел специально для нас небольшую экскурсию по четвертому павильону «Ленфильма», где проходят последние съемочные дни.

Фото: Вали РОМАНОВОЙ

— Большинство эпизодов картины уже готовы, натурные съемки закончены в апреле. Здесь мы проводим самые сложные — комбинированные съемки. Это огромный блок. Как известно, панфиловцы остановили целую армаду рвущихся к столице танков. И по сценарию у нас запланировано огромное количество сцен с тяжелой техникой, причем с самых разных планов. Дальние планы, общие, крупные… всевозможные детали, съемки в кабине танка, стреляющие орудия. Для того чтобы реализовать все замыслы, нам пришлось придумывать и применять всевозможные, еще не использовавшиеся технологии, — рассказал Андрей Шальопа.

В четвертом павильоне вовсю кипит работа. При входе табличка: «Посторонним вход воспрещен». Создатели картины стараются держать в секрете многие моменты фильма и сохранить интригу до премьеры. 

Первое, что бросается в глаза в павильоне, — его полная загруженность. Он разделен на разные отсеки. И невольно думаешь, что попал в музей с множеством экспозиций: декорации для крупного плана, декорации для общего, стол для техников, уголок для художников, а посередине всего этого — главное: «секретное помещение». Но обо всем по порядку…

Значительную часть декораций занимает огромный макет поля боевых действий. Как говорят создатели картины, он сделан в масштабе 1:16 и является точной копией того поля, которое было использовано в натурных съемках. Воссоздать это поле — довольно сложная задача, так как нужно было все измерить, соблюсти пропорции и не забыть, где какой холмик, где воронка и окоп — все должно один к одному повторять натуру. 

Макет места боевых действий выполнен в масштабе 1:16 и представляет собой точную копию натурального поля

Невредный снег и почти настоящий танк

Вокруг прожектора, камеры на рельсах. По полю ходят люди в защитных масках и через сито рассыпают «снег».

— Мы строго соблюдаем технику безопасности, — говорит помощник режиссера Анна Шевцова. — Впрочем, «снег» не вредный. Он у нас состоит из смеси соды, мела, талька и соли, которые мы мелем в миксере. Художники аккуратно рассыпают «снег», ведь он должен не только выглядеть как настоящий, но и выдержать несколько съемочных дней. 

В противоположной стороне от «поля боевых действий» располагается причудливая конструкция — кабина танка. Ее сделали специально для сцен внутри боевой машины. Для этого съемочная группа ездила в Музей бронетанковой техники в Кубинке, где им помогали собрать всю информацию о танках. 

— У нас есть несколько сцен внутри танка, и для них построили полномасштабный макет. Художникам пришлось проделать огромную работу. Ребята из «War Thunder» помогли нам произвести точные замеры и предоставили возможность сделать фотографии в кубинском Музее бронетехники. Кабина немецкого танка Pz.IV получилась со 100-процентной реалистичностью, каждый болтик, каждая деталь выверены. И представьте, все механизмы двигаются. Здесь можно играть и светом, и разными фактурами. Теоретически можно провести съемки в настоящем танке, но тогда у нас был бы ряд ограничений. Например, танк должен ехать, и, для того чтобы передать движение, была построена конструкция на пружинах. Люди внутри начинают двигаться в такт этому движению, и тут мы не врем. У актеров была полная свобода действий. В настоящем танке такого добиться тяжелее в силу ограниченности пространства. А главное, со своим макетом мы можем делать все что хотим. Любой эффект, — рассказывает Андрей Шальопа. 

Батальные сцены снимали под Питером

Натуру для съемок выбирали особенно тщательно. Изучали архивы, встречались с ветеранами. В итоге батальные сцены снимали в Ленинградской области — возле сел Подгорное, Агалатово, в Лодейном Поле, а также в Ивановской области, в селе Першино.

Актеры снимались в настоящих окопах, искусственным был только снег

Позади огромная работа с натурными съемками, актеры отснялись в окопах. Кинокамера запечатлела настоящие орудия, танки, взрывы и дымы. Как только завершатся съемки в павильоне, картина будет готова для монтажа, озвучания и дальнейшей доработки. 

Самая ответственная и тяжелая часть выпала на долю людей в главном «секретном помещении». Его прозвали пентагоном, потому что даже в закрытом павильоне он огорожен черными ширмами. Там сидят настоящие кудесники — именно они должны на компьютерах все идеально смонтировать и грамотно сопоставить, казалось бы, самые разные сцены.

— Мы задумывали снимать наш фильм так, как это делали в  советские времена. Хотелось, чтобы все было по-настоящему. Поэтому компьютерную графику мы заменяем комбинированными съемками, как раньше, а компьютеры позволяют нам сделать это на новом качественном уровне, — продолжает свой рассказ Андрей Шальопа.

Нас интересуют характеры людей

О панфиловцах в Совет­ском Союзе знал каждый. Фраза политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» была включена во все учебники истории. В годы перестройки и гласности подвиг 28 бойцов назовут литературным вымыслом. Однако различные версии  съемочную группу не интересуют. Сценарист Андрей Шальопа и режиссер Ким Дружинин снимают классическую героику.

— Задача — рассказать о человеке. Так что повествуем мы не о конкретном бое или битве, хотя и постарались максимально правдоподобно восстановить картину событий, а все-таки мы рассказываем о характерах людей, — говорит режиссер Ким Дружинин.

Фото: Вали РОМАНОВОЙ

Фильм «28 панфиловцев» — первый масштабный краудфандинговый проект, то есть снимается во многом на народные деньги. Конечно, без финансовой помощи Министерства культуры и спонсоров не обошлось, но свыше 32 миллионов рублей — это добровольные взносы и пожертвования обычных людей, посчитавших, что такой картине обязательно нужно появиться на экранах. Поэтому вся съемочная группа особенно остро чувствует ответственность за результат своей работы.

Премьера фильма запланирована на 16 ноября — день, когда 74 года назад бойцы-панфиловцы остановили наступление фашистских войск в районе разъезда Дубосеково, в считаных километрах от подмосковного Волоколамска.

***

В ролях: Александр Устюгов, Олег Федоров, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов, Алексей Морозов, Алексей Лонгин, Максим Белбородов, Дмитрий Мурашев, Виталий Коваленко, Антон Кузнецов, Сергей Агафонов, Олег Сенченко, Дмитрий Цуцкин, Аскар Тлеугобилов, Павел Гончаров, Антон Падерин, Андрей Некрасов.

Фото предоставлены пресс-службой «Ленфильма»
↑ Наверх