Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Загадка Дельфтского Сфинкса

В Эрмитаже открылась выставка «для гурманов»

Проект «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» длится уже больше десяти лет. И пользуется успехом у публики. Вполне заслуженным! За эти годы петербуржцам доставили прямо на дом множество самых знаменитых в истории живописи картин. Вот только недавние — «Мадонна с младенцем» Тициана из Лувра и «Гроза» Джорджоне из венецианских Галерей Академии. В ноябре в Эрмитаже откроется выставка «Благовещения» Карло Кривелли.

А в прошлую пятницу в Итальянском кабинете открылась выставка картины великого голландского художника Йоханнеса Вермеера «Любовное письмо» из Амстердамского рейксмузеума (напомню, что этот же дружественный Эрмитажу музей лет десять назад привозил знаменитую «Даму в голубом» Вермеера). Любая выставка Вермеера — событие. Хотя бы потому, что картин этого художника во всем мире всего лишь 35. А в Эрмитаже, увы, нет ни одной.

И наконец, потому, что почти никто в мировой живописи не умел так передавать дневной свет со всей его изменчивостью, как этот художник, которого иногда называют Дельфтским Сфинксом (Вермеер родился и всю жизнь прожил в Дельфте, о жизни его известно чрезвычайно мало). Почти никому не удавалось и добиваться такой чистоты красок и такой сложности оттенков, которые сами по себе могут заворожить зрителя.

Как заметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, это выставка для ценителей живописи, «для гурманов», которые могут созерцать одну картину очень долго, любят рассматривать ее в мельчайших деталях, разгадывая их символику.

Дело в том, что в прежние времена многие предметы, а порой и цвета символизировали определенные понятия и публика легко понимала смысл. В наше время понять подобные «ребусы» могут единицы, большинству надо объяснять. Поэтому к выставке выпущен буклет, в котором подробно растолковывается значение каждой детали, изображенной художником.

Откуда, например, известно, что письмо, которое держит в руках не больно-то красивая и молодая дама, — именно любовное послание? Оказывается, в те времена по законам жанра считалось, что письмо в руках женщины, а не мужчины — непременно любовное.

Как полагает куратор выставки старший сотрудник отдела западноевропейской живописи Сергей Строганов, на любовный характер письма указывают и многие изображенные художником детали. Например, картины, висящие на стене комнаты, где сидит госпожа со служанкой: морской пейзаж (указывает на ветреность, непостоянство страсти) и пасторальный пейзаж (символизирует первую «судьбоносную» встречу влюбленных). Или стоящая в углу метла, намекающая, как это ни странно, на «сожительство вне брака». Ну а домашние туфли без задников в истории костюма давно наделены эротическим значением.

Но самая главная загадка Голландского Сфинкса — в его магии. Что заставляет нас и миллионы людей до нас не отрывать глаз от его небольших картин, на которых изображены самые обычные, ничем не выдающиеся и даже совсем не красивые дамы и служанки, сидящие в своих вылизанных до блеска маленьких домиках и занятые банальнейшими бытовыми делами?

Попытаться разгадать загадку Дельфтского Сфинкса вы можете до ноября.

 

Зинаида АРСЕНЬЕВА
↑ Наверх