Заглянуть в душу предмета
Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) (ул. Профессора Попова, 10) до 24 апреля приглашает на выставку Татьяны Туличевой «Внутренний пейзаж»
На выставке представлены работы московско-петербургского художника Татьяны Туличевой, чье творчество связано с кругом последователей Владимира Стерлигова.
Татьяна Туличева родилась и выросла в Ленинграде, окончила Ленинградский государственный университет. Посещала вечерние рисовальные классы при Академии художеств, училась живописи у преподавателя ВХПУ им. В. И. Мухиной Станислава Мосевича. В начале 1990-х занималась в мастерской ученика Стерлигова Геннадия Зубкова. С 2000 года работает над собственными проектами, сохраняя интерес к решению ключевой для стерлиговской школы проблемы пространственного построения.
Без названия. Объект.
Выставка не случайно открылась именно в Доме Матюшина: абстрактные пейзажи и объекты Татьяны Туличевой находятся вполне в русле идей Михаила Матюшина — основоположника органического направления в русском авангарде начала прошлого века.
Татьяна по скромности не считает себя наследницей идей Матюшина, но признает, что увидела свои внутренние пейзажи с помощью теории «расширенного смотрения» Матюшина (особый метод наблюдения — Матюшин утверждал, что художник способен воспринимать окружающий мир на 360°). «Внутреннее зрение — художники поймут — позволяет увидеть знак, ход, структуру, — говорит Татьяна. — Здесь у меня попытка сделать не застывшую, а развивающуюся, движущуюся картинку. Внутренний пейзаж — вроде бы выход за национальные рамки, но это — Россия. Думаю, русский авангард гордился тем, что он русский».
Композиции динамичны, в них все время что-то «происходит»: в «Береге» сушатся лодки, а в «Русском мире» и «Тенях у реки Непрядвы» мелькают силуэты героев прошлого, стога по-блоковски грустят, а «Скифы» — еще одна блоковская ассоциация! — скачут алым вихрем по степи. Но при этом образы никогда не выходят за грань беспредметности, это всегда намек, не рассматривание, а попытка прикоснуться к сути. И смотреть эти работы надо по-особому, включив поток ассоциаций.
Искусствовед Николай Кононихин сравнил творчество Татьяны с плавильным котлом, где замешены различные традиции русского авангарда. «Чувствуется дыхание архаики — и это абсолютно индивидуальная, внутренняя часть, как и выращивание элементов своей цветовой гаммы».
16 марта в 15.00 в рамках выставки состоится круглый стол «Современное искусство и синкретизм».
Тени у реки Непрядвы.