Газета выходит с октября 1917 года Friday 24 января 2025

Загородный, 19, готовят к сносу

Застройщики вновь покажут, что подразумевается в Петербурге под реконструкцией исторических зданий

 

«Терминаторы» с демонтажной техникой пришли на Загородный проспект, 19, еще осенью — вскоре после сноса дома на Загородном, 3, известного под именем дома Рогова. Напомним, этот исторический особняк пушкинской эпохи снесли в последние дни августа без особых последствий для застройщика. В сентябре служба строительного надзора оштрафовала собственника дома Рогова на 500 тыс. рублей — в декабре арбитраж отменил взыскание этого штрафа.

За забором с идиллическим пейзажем к лету 2015 года вырастет очередной стеклобетонный «зуб», который будет видно даже с Невского проспекта

А на Загородном, 19, в октябре приступили к сносу дворовых построек. Теперь предстоит демонтаж всего здания — возведенного в 1898 — 1901 годах по проекту архитектора Генриха Бертельса для служащих государственного банка. В истории города здание фигурирует также как «дом императорских финансистов». Он не памятник культурного наследия, просто исторический дом. Та рядовая застройка, что и составляет облик старого Петербурга в окрестностях Фонтанки. 

По городским законам здания, построенные до 1917 года, ликвидировать можно лишь при крайней их ветхости. Однако для крепкого «дома финансистов» застройщик сам сделал исключение — решил реконструировать его с предварительным сносом. На информационных щитах при будущей стройке сообщается: «Реконструкция здания под многоквартирный дом со встроенными помещениями и подземным гаражом. Начало строительства 03.12.2012. Окончание строительства 25.08.2015». По август 2015 года застройщику выдано и разрешение на строительный забор, который сейчас украшает  картинка среднерусского пейзажа — зеленые кущи среди летних кучевых облаков.

Проект реконструкции выполнен архитектурной мастерской «Союз 55». Среди крупных проектов этой мастерской — стеклянный торговый комплекс «Галерея 1814 года» на площади Стачек, составивший ансамбль с историческими Нарвскими триумфальными воротами. На Загородном, 19, вместо пятиэтажного здания поднимется восьмиэтажное, увенчанное мансардой. Верхушку постройки будет видно не только от БДТ, но даже и с Аничкова моста — с Невского проспекта.

— Вырастет очередной стеклянный «зуб» в исторической застройке, — так оценивает эту архитектуру Александр Кононов, заместитель председателя СПб отделения ВООПИиК, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города. 

Но это еще полбеды, полагают эксперты. Дело даже не в мансарде, с которой можно было бы как-то поспорить: допустим, закамуфлировать ее под серенькое петербургское небо. Дело в том, что стройка затевается без разрешения на снос исторического здания. Александр Кононов и Алексей Ковалев, депутат Законодательного собрания СПб, перечисляют основные вольности застройщика: не было ни историко-культурной экспертизы идущего под снос здания, ни одобрения проекта охранным ведомством — КГИОП. На эти упущения отчего-то не обратили внимания органы Госстройнадзора, выдававшие разрешение на строительство. Согласие на уплотнение старого квартала было дано по причине «социально-экономической значимости» проекта.

— Стройнадзор не отменит, конечно, свое разрешение, — полагает депутат Ковалев, заместитель председателя комиссии ЗС по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам. — И мы получим еще один снос в центре города. Только губернатор может его остановить. Он должен направить бумагу в Стройнадзор, что разборка здания не была предметом экспертизы, и потому не может быть такого разрешения.

Законодательное собрание Петербурга 6 февраля приняло обращение к губернатору по этому поводу.

До старта «реконструкции» на Загородном, 19, было общежитие, в котором жили 166 семей (398 человек). Расселение, занявшее 2012 год, прошло не без возмущения со стороны жильцов. 

— Гражданам предлагают квартиры в Шушарах, на Окуловской улице, с видом на кладбище, за которым начинается КАД, а прямо перед окнами висят провода высоковольтной ЛЭП, — возмущались жильцы общежития на своих митингах.

Однако переезд в Шушары состоялся. В квартиры объекта высокой социально-экономической значимости эти жильцы, конечно, уже не вернутся. Дом предполагается построить в пафосном стиле 1930-х годов, с портиком на всю высоту в центральной части и с фонтаном в курдонере — парадном дворе перед фасадом. Вся эта важная конструкция должна будет втиснуться в старую демократичную застройку дворов между Загородным проспектом и переулком Джамбула. 

 

↑ Наверх