Подследственных повезут на лифтах
В Колпине возводят самый большой следственный изолятор в мире
«Кресты-2» — таково предварительное название этого объекта. Внешне он повторяет крестообразную форму старого петербургского СИЗО, только в большем масштабе. Содержать в новом изоляторе станут до 4 тысяч человек. Сдача запланирована на конец 2015 года.
«Самый большой в мире» — звучит зловеще. Выглядит так же. Серобетонная циклопическая конструкция новых «Крестов» напоминает крепость. Многокилометровая коробка забора, а за ним — 12-этажные башни. Вокруг — чистое поле. По соседству — погост. По иронии, СИЗО расположен на Лагерном шоссе в Колпине (впрочем, знатоки говорят, что название улицы происходит не от тюрьмы, а от военного стана).
Новый изолятор будет иметь крестообразную форму, как и его предшественник.
Строительство СИЗО началось семь лет назад. Необходимость в этом назрела давно: существующих «мощностей» изолятора №1 на Арсенальной набережной и изолятора №6 в Горелове, где в общей сложности содержатся 2,5 тысячи человек, не хватало. К примеру, в середине 90-х в одиночных «мешках» «Крестов» приходилось держать по 10 — 15 человек одновременно, спали по очереди. Сегодня ситуация не такая острая, но камеры все равно переполнены. После завершения строительства всех подследственных из обоих изоляторов перевезут в просторное Колпино. Тем более условия содержания на новом месте, по словам сотрудников службы исполнения наказаний, будут гуманнее.
— Камеры в Колпине соответствуют рекомендуемой в Европе норме, — рассказал на предварительном смотре объектов директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Геннадий Корниенко. — Жилая площадь на одного подследственного составляет семь квадратных метров. Двухместные камеры — 16 метров, четырехместные — 30. В двухместных предусмотрено одно большое окно, в четырехместных — два. Важное новшество — полностью закрытый санузел. Отмечу, что еще 15 лет назад туалеты в камерах были открытыми. И только недавно их стали отгораживать перегородками.
Двухместная камера — это бетонный бокс: десять шагов в длину, пять в ширину. Металлический стол. Тумба для личных вещей. Скамья. Раковина. Деревянный пол. Окно действительно широкое. Правда, вид из него на те же мрачные корпуса, зарешеченные окна.
Между корпусами — закрытые переходы.
Окна сделаны из противоударного стекла.
«Выдерживают до сорока ударов топором, — пояснили проектировщики, — на сорок первом возникает маленькая трещина».
Решетки установлены только снаружи окон — «чтобы не портить прутьями внутренний эстетический вид». Стены выкрашены в цвета «спокойных, пастельных тонов» — серый, коричневый, зеленый. На первом и десятом этажах оборудованы прогулочные дворики: заключенные имеют право на 1,5-часовую прогулку ежедневно. Для нарушителей предусмотрено 80 одиночных карцеров: 8 квадратных метров и откидная койка...
Существенным новшеством стали закрытые переходы между корпусами. А также использование лифтов, которые в других СИЗО отсутствуют (нет надобности, высотные изоляторы — редкость).
Как рассказал «Вечернему Петербургу» автор и главный инженер проекта Сергей Тикунов, использование лифтов на таких объектах вообще потенциально опасно. Если конвоир вводит одного или нескольких подследственных в лифт, уже имеется риск попасть в заложники. С другой стороны, препроводить подозреваемого с первого этажа на последний — долго и сложно. Перед каждой дверью — лицом к стене, ноги на ширине плеч. Резкие повороты — опасность побега.
— Мы создали двухсекционные безопасные лифты, — пояснил Сергей Тикунов, — разделенные на два блока. Сначала в лифт входит подозреваемый, потом — конвоир. Каждый едет в отдельной секции.
Помимо самих режимных корпусов, в «Крестах-2» также возведены сборно-следственные отделения, медицинская часть, прачечная, административные здания со спортивным комплексом и тиром, убежища гражданской обороны, пожарное депо на 4 машины. Есть мастерские, в которых заключенные, уже получившие срок, будут работать — клеить конверты, делать коробки, шить рукавицы. Общежитие для хозяйственных работников, набранных из заключенных с короткими сроками, — дворников, уборщиков, поваров, электриков. В ближайшее время епархия начнет на территории закладку церкви. Возможно выделение отдельной молельной комнаты для мусульман.
В камере — без излишеств, но просторно. Двухъярусные нары ушли в прошлое.
***
Сейчас в новом изоляторе происходит отделка помещений, монтируется оборудование. В старых «Крестах» готовятся к масштабному переезду. Какая судьба ждет старые изоляторы — пока неизвестно (ранее предлагалось переоборудовать камеры под офисы или перепрофилировать изолятор в развлекательный центр). Геннадий Корниенко сообщил, что ему бы хотелось создать на Арсенальной административный корпус петербургского УФСИНа. Пока это вопрос открытый.
Метки: Тюрьмы Из первых рук Строительство
Важно: Правила перепоста материалов