Газета выходит с октября 1917 года Saturday 16 ноября 2024

«Закружитесь в хороводе — к нам Господь наш Бог нисходит!»

Рождество Христово по григорианскому календарю приходится на 25 декабря. Мы решили узнать, как католический Петербург будет отмечать один из своих важнейших праздников.

Два ангелочка-путти держат крест над Невским проспектом. Фото: Натальи ЧАЙКИ

«Чего-то совсем иного...»
Католичество — это Европа, храмы, цветные витражи, монахи в капюшонах, это четки-розарий, которые уже давно стало модным носить на шее просто так, как украшение.

Католичество — это что-то, пахнущее Средневековьем, историей, заграницей, эстетизмом, ожившая мечта «книжных детей». Вроде бы интересное и притягательное, но какое-то далекое.

Но не новостью для петербуржцев будет, что католики, самые настоящие, живут среди нас. И достаточно давно — еще в октябре 1710 года была начата метрическая книга католической общины Санкт-Петербурга, первую запись в которой сделал отец Вольфганг Гейдингер. Восприемником первого крещеного в общине стал сам Петр I. Конечно, тогда католиками были в основном приезжие иностранцы.

А в 1716 году была построена первая католическая церковь в Немецкой слободе, давшей в дальнейшем начало приходу Святой Екатерины Александрийской.

Храм Божией Матери Лурдской поражает строгой красотой северного модерна. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Число католиков увеличивалось. И количество приходов росло. Накануне 1917 года в Санкт-Петербурге, являвшемся в то время центром Могилевской католической архиепархии (она охватывала большую часть территории Российской империи), католической общине уже принадлежало 14 храмов и 29 часовен. Сама община насчитывала около 75 тысяч человек. Среди них были поляки, литовцы, немцы, латыши, белорусы, русские, армяне, украинцы, французы, итальянцы.

Эра советской власти ударила по католикам не менее тяжело, чем по всем остальным верующим. Священники были расстреляны или депортированы, верующие рассеялись, храмы оказались закрыты. Храм Св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте использовался как склад. Продолжал действовать только храм Лурдской Божией Матери в Ковенском переулке — когда-то он был церковью французской католической общины, а после стал общим домом для уцелевших католиков любых национальностей.

Сейчас в Санкт-Петербурге католических приходов восемь. Есть семинария «Мария — Царица Апостолов», где готовят юных священников. Имеется даже настоящий францисканский монастырь Св. Антония по адресу: 9-я Красноармейская, 10-А.

Практикующих католиков в Петербурге сейчас около 4 тысяч, если считать тех, кто регулярно посещает мессы в храме.

Начало нашего спасения
Отец Иакинф Дестивель, доминиканец, настоятель прихода Св. Екатерины Александрийской, декан Северо-Западного региона архиепархии Матери Божией, рассказал о том, как сами католики празднуют Рождество и в чем они видят смысл наступающего праздника:
— Самый важный день для нас — это Пасха, когда Христос воскресает. Но Рождество — это в каком-то смысле начало Пасхи. Потому что история Воскресения Христова начинается с воплощения Бога — то есть с Рождества. И католики отмечают этот праздник именно как начало нашего спасения.

Конечно, из-за разницы в григорианском и юлианском календарях наше и православное Рождество не совпадают, но праздник все равно один и тот же.
— Что для католиков является главным символом Рождества?
— Наверное, вертеп — кукольная сценка, изображающая рождество Иисуса. Эта традиция зародилась у францисканских монахов в XIII веке. Мы устраиваем вертеп, чтобы через фигурки Марии, Иисуса, Иосифа, волхвов по-настоящему осознать воплощение Христа. Понять, что это — не какая-то абстрактная идея, а самая настоящая реальность.

Каждый год рождественский вертеп выглядит чуть по-новому. Фото: Маргариты Ивановой

Вертеп в храме Св. Екатерины установят 24-го утром. Он будет кое-чем отличаться от прошлогодних. Но это сюрприз для прихожан, и я не могу пока рассказать о нем.

— А как, собственно, происходит празднование?
— На Рождество мы служим три Святые мессы. Одна — напоминание о том, что Слово Божие исходит от Бога Отца. Это первое, вечное Рождество.
Вторая — напоминает о том, что Слово Божие воплотилось в Иисусе 2000 лет назад. Это земное Рождество.
А третья месса говорит о том, что Слово Божие должно родиться и в наших душах. Это Рождество духовное.
Мы будем служить на разных языках: мессы в день Рождества пройдут на русском, французском, польском и английском.
В воскресной школе тоже будет праздник. А потом — чаепитие для всех прихожан.

— Существует ли особое рождественское блюдо?
— В России нет специальных католических традиций. Поэтому используются польские обычаи. Поляки к Сочельнику готовят 12 особых постных блюд, среди которых кутья из толченой пшеницы, борщ, карп, селедка, вареники. На юге Франции есть традиция готовить 13 десертов. Это очень простые блюда — в Провансе исторически жили не очень богатые люди.

В Париже, откуда я родом, самым популярным рождественским десертом был сладкий бисквитный рулет «Buche de Noel», «Рождественское полено». Мы с семьей всегда его ели дома после мессы... Но сейчас у меня не получится отпраздновать Рождество с родными.  Я монах и к тому же настоятель прихода.

Так что буду праздновать со своими братьями-монахами и с прихожанами.

«Свет Христов!»
Католические приходы открыты для всех желающих — приходи, любуйся, садись на скамеечку. Сидят во время богослужения католики, вопреки мифу, не так уж долго, в основном во время проповеди: большая часть службы проводится стоя или на коленях.

Мессы бывают каждый день, но обязательные — по воскресеньям, в 12 часов дня или вечером.

Главное, не шуметь, поставить мобильник в «немой» режим. И не забыть снять головной убор — это условие для мужчин. Дамам платки на голову накидывать совершенно не обязательно, как и надевать юбку — католики на это внимания обращают мало. Может быть, поэтому на католической мессе можно встретить даже очень экстравагантно выглядящих представителей неформальной молодежи. И ничего, местные бабушки их не гонят.

Регулярно католики выходят на улицу и устраивают процессии. Несут хоругви с красивыми вышивками, исполняют духовные песнопения. Это принято делать на особое католическое торжество Тела и Крови Христовых (на одиннадцатый день после Пятидесятницы). Особенно заметно, когда на процессию, прямо на Невский проспект, выходят прихожане храма Св. Екатерины.

Пожары уничтожили росписи над алтарем в соборе Св. Екатерины. Фото: Натальи ЧАЙКИ

В Рождество можно пить и есть, преломлять специальные хлебцы-облатки и желать друг другу всяких приятных вещей, веселиться под елкой. И так больше недели: Рождество празднуют не один вечер, а целых восемь дней — так называемую Октаву Рождества.

Подготовил Федор ДУБШАН
↑ Наверх