Газета выходит с октября 1917 года Sunday 13 октября 2019

Закружиться в вальсе вместе с солнечным светом

В Главном штабе с 18 марта выставлено знаменитое полотно Огюста Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт», прибывшее в Петербург из парижского Музея Орсе

Картина, которая считается одной из вершин творчества французского импрессиониста, очень редко покидает родные стены. Почему же для Эрмитажа было сделано исключение?

Об этом корреспонденту «ВП» рассказал Альберт Григорьевич Костеневич (на фото),  главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа, знаток творчества импрессионистов.

— О том, чтобы получить эту картину для выставки в Эрмитаже, мы мечтали несколько лет. Это было очень сложно, потому что сегодня западные музеи не очень охотно дают выдающиеся произведения искусства. Не то что в былые времена, в 50 — 60-е годы, когда к нам приходили выставки, сплошь состоящие из шедевров. Но та эпоха прошла, а сегодня возможен только обмен выставками. Так, в 2006 году в Эрмитаже показывали знаменитое полотно Эдгара Дега «Семейство Беллели» из Музея Орсе. А в обмен мы посылали в Париж нашу коллекцию Мориса Дени. Вот и сейчас в обмен на «Бал в Мулен де ла Галетт» мы послали в Музей Орсе триптих Боннара «У Средиземного моря». Там на днях открылась выставка «Как писать Аркадию», и наш триптих — одно из главных произведений. Он пробудет там четыре месяца. Столько же у нас будет демонстрироваться ренуаровское полотно «Бал в Мулен де ла Галетт».

Картина написана художником в 1876 году. Это особый год в творчестве Ренуара — год его расцвета.

В «Бале» запечатлен двойной танец — танец людей и танец света. Изобразить это, схватив само дыханье, биенье жизни и поймав пляшущий солнечный свет, проникающий сквозь листья акаций, растущих в чахлом садике возле танцевального зала Мулен де ла Галетт, было непомерно трудной задачей. Но, как ни странно, пресса поначалу не заметила эту картину, выставленную Ренуаром на Третьей выставке импрессионистов в 1877 году.

Вскоре картину купил художник Гюстав Кайботт, а после его смерти, согласно завещанию, она была передана государству, попала в Люксембургский музей, потом оказалась в Музее Орсе. И только лет через двадцать после первой выставки «Бал в Мулен де ла Галетт» стал известен. Анри Тулуз-Лотрек, а затем Пабло Пикассо создали свои произведения на эту тему.

Шедевр Огюста Ренуара будет гостить в Эрмитаже четыре месяца.

По словам Альберта Костеневича, Ренуара можно назвать самым «быстрым» из всех импрессионистов. Известно, что однажды ему заказали портрет Вагнера, а тот был очень капризным и отвел на сеанс позирования всего лишь 35 минут. И Ренуар справился (хотя портрет Вагнеру не понравился). А вот полотно «Бал в Мулен де ла Галетт» потребовало от него колоссального труда — он работал над картиной все лето.

Ведь это многофигурная композиция. Только на первом плане можно насчитать десятка два персонажей, причем это все портреты реальных людей. Но вот что удивительно — они все написаны сразу, никаких этюдов к картине нет.

О прозе жизни

Известно, что страховочная стоимость картины Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» составляет 90 миллионов евро. Вот что ответил Альберт Костеневич на вопрос «ВП», почему «Бал» застраховали на столь большую сумму:

— Потому что деньги обесцениваются, а великие произведения искусства только растут в цене. Не так давно картина Поля Гогена «Когда ты выйдешь замуж» (в Эрмитаже есть вариант под названием «А, ты ревнуешь!». — Прим. ред.) была продана арабским шейхам за 300 миллионов долларов. До этого рекорд принадлежал картине Поля Сезанна «Игра в карты», которую продали за 250 млн.

↑ Наверх