Замена или поверка?
Управляющие компании нашли еще один способ зарабатывать на жильцах
Лет пять назад горожане массово начали ставить в своих квартирах счетчики холодной и горячей воды. Это давало ощутимую экономию даже в больших семьях, где традиционно высок расход воды. Но вот теперь пришла пора что-то с этими счетчиками делать: заканчивается так называемый межповерочный период — срок, в который жилкомсервисы обязаны признавать показания таких приборов. Для счетчиков холодной воды это 6 лет, горячей — 4 года. И вот тут-то и начинаются неприятности.
Жилищно-коммунальные службы заинтересованы запутывать жителей по максимуму — чтобы они платили за каждый их чих или вообще отказывались от внутриквартирных приборов учета. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Дешевле купить новый…
— Поверка счетчика стоит 453 рубля, а новый купить — 450. Это же безобразие! — гневный мужчина принес в редакцию собственный прибор учета, который он вынужден был заменить новым. — То, как сейчас организована замена и поверка старых счетчиков, — просто издевательство. Мне нужно вызвать сантехника снять прибор и поставить переходник, потом самому ехать с ним в метрологическую службу сдавать на поверку, затем через три недели забирать прибор обратно, опять вызывать сантехника его ставить и опломбировывать... Помимо потерь времени, два вызова сантехника и оплата поверки мне обойдутся в три раза дороже, чем покупка нового прибора! Нас вынуждают выкидывать счетчики, которые еще могли бы послужить...
Увы, Михаил Кутепов абсолютно прав. Но он еще не все возможные проблемы перечислил. Если б он набрался экологического мужества и не захотел выкидывать килограмм высокотехнологичного цветного металла, не факт, что ему удалось бы вернуть свой счетчик в строй. Потому что при поверке примерно половина приборов учета холодной воды и четверть — горячей признается негодной к эксплуатации. Их владельцам придется и поверку оплатить, и новые счетчики купить. Проблема в том, что петербургская вода просто губит считающую технику. Причем холодная вода оказывается гораздо грязнее и опаснее, чем горячая.
Опять заставляют платить за каждый чих
— Я бы подумала о том, чтобы поменять сроки поверки, — предлагает Ольга Устьянцева, зам. руководителя отдела теплотехнических измерений ФГУ «Тест-Санкт-Петербург». — Для приборов учета горячей воды сделать межповерочный срок 6 лет, а холодной — 4 года. Хотя бы для Петербурга — учитывая качество поступающей в квартиры воды. Счетчики его просто не выдерживают!
— По нормативам, — рассказывает Ольга Николаевна, — каждый петербуржец потребляет 220 литров холодной и 150 литров горячей воды в сутки. Естественно, приборы учета показывают совершенно иное — и ставить их выгодно. Но ведь жилищные организации просто терроризируют население, выдвигая непомерные требования и вынуждая граждан выкидывать даже исправные приборы. Например, не признают государственные клейма на поверенных приборах учета, вводят фантастические тарифы для опломбировки — они равны стоимости самого счетчика! Нередко они не прочь прибегнуть и к прямому жульничеству: на время отсутствия приборов учета, снятых для поверки, берут с населения не по среднему расходу воды, как положено, а по нормативам, то есть намного дороже.
Есть ли выход из этой ситуации? Как выяснилось, да. Однако используется он почему-то в основном домами, в которых созданы ТСЖ. Как ни ругают эти объединения собственников, оказывается, что раз за разом ТСЖ принимают те решения, которые выгодны именно жителям.
Вот и в случае с поверкой квартирных приборов учета горячей и холодной воды именно ТСЖ стараются организовать процесс дешевле и в короткие сроки. Они сами собирают приборы учета в квартирах, организованно везут их на поверку и потом так же организованно ставят обратно. Цена при этом вполне комфортная — около 200 рублей за штуку.
Есть и более продвинутый метод. Оказывается, можно поверить счетчики воды прямо на месте, не тратя сил и средств на демонтаж и замену. Правда, выездная поверка стоит уже дороже — 380 рублей. И обеспечить ею всех в метрологических службах пока не в состоянии. Обслуживают в основном инвалидов и пенсионеров.
Однако в целом картина печальная. По мнению специалистов-метрологов, жилищно-коммунальные службы заинтересованы запутывать жителей по максимуму — чтобы они платили за каждый чих или вообще отказывались от внутриквартирных приборов учета. Зачем? Ну тут простая арифметика. Общедомовой прибор учета позволяет перечислять средства «Водоканалу» и тепловикам в соответствии с фактическим расходом воды и тепла. А квартиры без личных счетчиков вынуждены платить по нормативу — процентов на 50 — 70 больше фактических величин. Вся разница достается кому? Правильно, управляющей компании.
Может быть, новое руководство жилищного комитета обратит внимание на эту ситуацию и создаст наконец-то порядок, который устроит большинство горожан? Право на это у него теперь есть.
Вопрос — ответ
У нас в доме проходит заочное голосование об установке общедомовых приборов учета воды и тепла. Но в рассрочку включают только стоимость монтажа приборов. А за проект и сами счетчики заставляют заплатить единовременно. Получается очень дорого — на нашу квартиру, например, почти
7 тысяч рублей. Разве это законно?
Нет, незаконно. Однако практика, судя по всему, достаточно распространенная. Настолько, что Минрегион недавно вынужден был дать разъяснения. В них сказано: «Согласно пункту 9 статьи 13 «Закона об энергосбережении», договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального прибора учета используемого энергетического ресурса и заключаемый с гражданином — собственником помещения в многоквартирном доме, должен содержать условие об оплате цены ... равными долями в течение пяти лет с даты его заключения. Таким образом, в указанной норме отсутствует указание на то, что ее действие распространяется исключительно на цену работ и услуг по установке приборов учета, исключая стоимость самих приборов учета. Учитывая изложенное, данная норма «Закона об энергосбережении» предполагает применение рассрочки к общей цене реализации мероприятий по установке приборов учета, включая стоимость указанных приборов».
У нас стоит двухтарифный счетчик электроэнергии. Нужно ли его перепрограммировать в связи
с отменой зимнего времени?
Нет, не нужно. Разъяснения по этому вопросу недавно дал комитет по энергетике и инженерному обеспечению. Они содержатся в документе под длинным названием «Порядок действий гарантирующего поставщика после отмены сезонного перевода времени в отношении бытовых потребителей Санкт-Петербурга, расчеты с которыми производятся на основании двухтарифных приборов учета электроэнергии».
Правительство города и «Петроэлектросбыт» договорились не терроризировать граждан и не заставлять их перепрограммировать двухтарифные счетчики, которые уже стоят в квартирах. В отличие, кстати, от Москвы, где на эту процедуру собственникам дается полгода.
В Петербурге требования не учитывать переход на сезонное время распространяются только на вновь устанавливаемые приборы учета электроэнергии.
В октябре ранее установленные счетчики перешли на зимнее время, а для «Петроэлектросбыта» зона ночного тарифа сместилась на 1 час — с 0 до 8 утра. Через полгода опять сменится — и опять без последствий для клиентов. Но новые счетчики должны считать уже по-новому.
Подготовила Марина ГЛЕБОВА