Замерзший кисельный берег. Прячущий в молоке отражения город…
В наши дни кафе почти все какие-то однотипные, безликие... Какие-то машины общественного питания, а не кафе в прежнем, романтическом смысле
В наши дни кафе почти все какие-то однотипные, безликие... Какие-то машины общественного питания, а не кафе в прежнем, романтическом смысле.
Но многие помнят еще те времена, когда все было по-другому. Кафе было не так много, но у каждого было не только свое лицо, но и своя легенда. «Сайгон», «Эльф», «Норд», «Рим» у метро «Петроградская»...
Сегодня мы вспомним о молочных кафе. Самые знаменитые, можно сказать культовые, располагались на Невском проспекте: «Аврора» и «Ленинград».
Сюда бабушки любили заходить после культпохода в музей или в кино, нередко они приходили с внуками. В обеденный перерыв забегали те, кого сейчас называют «офисным планктоном», а тогда — служащими. Захаживали актеры из Александринки, Комиссаржевки и Театра Комедии. Перекусывали студенты, занимавшиеся в Публичке.
«Аврора»
Кафе «Аврора» привлекало недорогим, но вкусным, по-домашнему привычным меню: молочный рисовый суп, фруктовый суп из сухофруктов и риса, запеканка и знаменитые творожные ленивые вареники со сметаной...
Сводчатые потолки и стены кафе были декорированы выпуклыми голубыми плитками с белыми узорами. За высокими мраморными столами не сидели, а стояли (возможно, чтобы не засиживались). Назначение этого кафе было сугубо утилитарное — не общение, а питание. Обслуживали здесь, кстати говоря, тоже быстро. И все же это не напоминало фабричный конвейер, как многие нынешние обители фаст-фуда.
В начале 80-х, перед перестройкой, там успел поработать лидер «ДДТ» Юрий Шевчук, тогда только приехавший из Уфы в Ленинград. «Поначалу устроился грузчиком в молочное кафе на Невском проспекте, — делился впоследствии воспоминаниями о первых годах в Ленинграде музыкант. — Никто из нашего поколения не чурался такой работы — грузчиком, сторожем, дворником, истопником — благородные ведь профессии».
«Ленинград»
Кафе «Ленинград», располагавшееся в доме № 96 на Невском проспекте, попало во многие мемуары и даже в детективы Александры Марининой.
Интерьер этого кафе был создан в 50-е годы архитектором Абрамом Лапировым, по проекту которого был оформлен знаменитый табачный магазин «Гавана» на Кировском (ныне Каменноостровском) проспекте и Дом художника на Песочной набережной. Дом же, в котором располагалось легендарное кафе, был известен в прежние времена как доходный дом Яковлевых. Его начал строить в 1839 году знаменитый архитектор Пель, а переделывал и надстраивал спустя тридцать лет Макаров.
В меню были молочный суп, каша, сырники, булочки со сливками и диво дивное — взбитые сливки с сахарной пудрой или шоколадной крошкой. Знатоки говорили, что это воздушное, сливочно-снежное великолепие ничуть не хуже, а даже и лучше, чем то, что они пробовали в крошечных, казавшихся тогда европейскими кафешках Таллина. Сюда любили захаживать пожилые дамы (назвать их старушками язык не поворачивается). Они гуляли по городу, посещали достопримечательности, а потом шли обедать — одни или с приятельницами, с внуками.
Эти дамы выглядели как осколки прошлого, еще дореволюционного.
Трогательные шляпки, изящные, но потертые перчатки, белоснежные блузки, заколотые брошью с античной камеей, подсиненные, тщательно уложенные букли. Не говоря уже об идеально прямой спине и изысканно правильной речи.
Сейчас таких осколков былого Петербурга уже нет. Да и от города Ленинграда почти ничего не осталось. И хотя молочными коктейлями и взбитыми сливками сейчас никого не удивишь — те, из детства, кажутся самыми вкусными.
Зинаида АРСЕНЬЕВАМетки: Пятничный выпуск Темы выходного дня
Важно: Правила перепоста материалов