Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Занять место в пространстве

До 28 сентября в Большом зале Музея нонконформистского искусства (Арт-центр «Пушкинская 10») — выставка Алексея Филиппова «Топография формы»

Художник представил серию работ последних лет. На них — фигуры, безусловно, напоминающие человеческие, но деформированные, в странных позах и необычных цветов: зеленые, красные, фиолетовые. Головы зрителю приходится домысливать: фигуры расположены в ракурсах, когда головы не видно, при этом почти всегда понятно, какого пола каждый персонаж, — например, на картине «Ожидание» явно изображена женщина. Но ирония здесь неуместна — фигуры скорбно застывают в динамическом равновесии, призывая зрителя задуматься о месте человека в пространстве. Алексей Филиппов говорит, что главное в его работах — «отношения формы и фона, их гармония и диссонанс». Иногда цвета фигур и фона совпадают, как, например, в «Натюрморте с двумя статуэтками», но форма при этом не теряется.

Три грации. 2011.

Картины Алексея Филиппова выполнены в особой технике: он изолирует с помощью грунта каждый красочный слой, создавая оттенки, которые воспринимаются глазом не сразу, а в течение времени, при длительном смотрении.

Отвлекают от темы экзистенциального одиночества несколько батальных картин, созданных в той же технике… и рождающих отчетливую ассоциацию с русской иконописью: вспомните иконы, на которых изображены битвы — ряды одинаковых фигур, щитов и пик. Да и одинокие фигуры вызывают ассоциацию с битвой, особенно из серии «Фигура и драпировка»: на близких к телесному цвету фонах тела персонажей искажены особенно, фигуры как бы пытаются «вырасти», отделиться от фона. По словам искусствоведа Александры Малиновой, «художник отсекает детали, обобщая фигуру, унифицируя ее практически до знака, обостряя напряженность, болезненность линии, контура, жеста».

Куратор выставки Евгений Орлов на церемонии открытия отметил, что на экспозиции «форма нашла свое место», обыгрывая слово «топография» в названии. А Александра Малинова добавила: «Художник по-новому открывает форму, отбросив знание о ней. Тело человека может формировать огромное количество вариаций».

↑ Наверх