Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 мая 2024

Здесь каждый оттиск Ленина знает...

В преддверии дня рождения вождя мирового пролетариата «ВП» побывал в Музее печати и удивился: уникальный дом под угрозой разрушения!

Каждый год к 22 апреля — дню рождения Ленина — мы вспоминаем про ленинские субботники, пересчитываем уцелевшие памятники вождю мирового пролетариата, проверяем, не поджег ли кто в Разливе шалаш, «последнее подполье Ильича»...

На этот раз «Вечёрка» решила наведаться на Мойку, 32, — в Музей печати, где есть комнаты, в которых работал Владимир Ильич, — писал и корректировал статьи в «Правде» (редакция располагалась здесь же), к тому же есть еще один повод для посещения культурного учреждения: у большевистской газеты  5 мая 100-летний юбилей.

Ильич много работал за этим столом — в 99 номерах «Правды» были опубликованы 165 его статей.

Сначала 2 копейки, потом — пятак...

Подходя к этому старинному дому с вывеской «Издательство «Правда», невольно переносишься в начало прошлого века — брусчатка под ногами, фонари... А когда видишь на столе у завотделом музея Валентины Демидовой старые фотографии правдинцев и раритетные номера большевистской газеты, то понимаешь, что здесь отечественной историей дышат почва и судьба...

«Помните, в нашей истории был такой период — двоевластие, или, иначе, «мирный путь развития революции», когда произошла буржуазная революция, которая обеспечила демократические свободы — права слова, печати, и поэтому большевики, находившиеся на нелегальном положении, получили право легально действовать, — вводит нас в курс дела Валентина Демидова. — Так вот в течение четырех месяцев, с 5 марта по 5 июля 1917 года, здесь печатали газету «Правда».

Валентина Ивановна показывает дореволюционные номера газеты, стоимость которых была сначала 2 копейки, потом 5, — в них на первой полосе объявление о начале подписки, затем заметка о правах женщин, о том, как в Петербург приехали французы и среди них — Марсель Каплан, что их чествовали как борцов за пролетарские интересы как «апостолов международного братства социализма»…

Активные сотрудники «Правды» — участники большевистской фракции в Госдуме.

Ареста пропагандиста не случилось

Владимир Ильич появился на Мойке, 32, не сразу — «Правда» уже месяц как выходила. Вождь рабочего класса пришел в редакцию 5 апреля и с тех пор почти каждый день там бывал — ведь тогда шла работа над знаменитыми «Апрельскими тезисами», которые призывали свергнуть Временное правительство и передать всю власть Советам. Именно эти новые идеи вождя, показавшиеся Молотову слишком радикальными, были напечатаны в «Правде» 7 апреля.

Визиты Ильича продолжались три месяца (ведь своего кабинета в Смольном у него еще не было!) — вплоть до разгрома газеты в июле 1917 года. Знаменитый пропагандист  каким-то чудом избежал ареста: за несколько часов до того, как в редакцию с пулеметами нагрянули юнкера, Ленин приносил сюда свою правку...

Кстати, Ильич огромное значение придавал печати — не раз присылал из эмиграции телеграмму: «Приезжаем ночью. Сообщите в «Правду».

Он часто смеялся сам с собой

Мы идем по ступеням, по которым ходил Ильич, наверняка он был в своей знаменитой кепочке и пиджачке... «Есть рисунок, сделанный с натуры, где он без бороды, — его совершено не узнать», — просвещает нас завотделом музея и вводит в кабинет революционного вождя. «Сохранились воспоминания, что из-за тонкой перегородки, разделяющей комнаты, часто доносился смех Ленина, — поясняет Валентина Ивановна и добавляет: — Иногда на фотографиях, запечатлевших смеющегося Ленина, встречаются купюры — возможно, вырезали лица репрессированных, и становится непонятно: может, он с кем-то и смеялся, но на деле получается... смеялся сам с собой».

Рабочий стол с зеленым сукном — на нем журнал для женщин «Работница», книга 1913 года — «Вся Россия», телефон, счеты, перьевая ручка, пресс-папье, лампа под зеленым абажуром, стулья с львиными мордами, тоненькие очки с дужками из проволоки — мелочи, но дают представление о человеке. В следующей комнате тоже ничего лишнего — черный дерматиновый диван, венские стулья, пишущая машинка  «Ремингтон», часы, механические звоночки — вероятно, чтобы вызывать секретаршу… В этой комнате занимались выпуском газеты правдинцы, в их числе и сестры вождя.

Все раритеты — дореволюционные, но ни один из них не «видел» Ленина — подлинных предметов здесь нет, хотя все они из того времени, их специально подбирали, как подобрали по фотографиям и обои для кабинета. «Если мы в цвет немного и не попали, то уж рисунок на обоях абсолютно такой же, как на имеющихся у нас фотографиях», — радостно говорит директор...

На этом «Ремингтоне» печатались ленинские тексты.

Раньше ленинских комнат было больше

Музей печати существует с 1984 года — правда, тогда он назывался «Ленин и газета «Правда» (это в 1990-е его переименовали!), тогда ленинских комнат в бывшем доходном доме было побольше, ведь он был в фаворе у властей...

«В 1994 году мы убрали отсюда документальную композицию, потому что она была с кричащими лозунгами: к нам приходили из Горлита и каждую запятую проверяли, правильно ли мы ссылаемся на Полное собрание сочинений В. И. Ленина. И тогда мы мечтали сделать в полном объеме экспозицию по истории печати, но нам не удалось это выполнить, а теперь дали разгул воображению и показываем, какими были барские квартиры. А были они довольно дорогие», — поясняет Валентина Ивановна и показывает комнату, условно говоря, богатого меломана (экспозиция называется «Музыкальный салон») — там портреты музыкальных гениев на стенах, портативное пианино, граммофон, механическая музыкальная шкатулка, которая находится, между прочим, в рабочем состоянии, и к ней — целая коллекция дисков...

Оказывается, в год жилец платил за квартиру 2500 рублей. Для сравнения: главный редактор правительственного «Сельского вестника» — соседа «Правды» по Мойке, 32, — получал 250 рублей в месяц и не мог позволить себе такое удовольствие…

Как юбилей проводить будем?

Только одно обстоятельство омрачает существование культурного учреждения — сильные протечки в типографии, там, где находятся музейные сокровища: печатные станки и прессы, нож под названием «Гильотина»...

«Мы занимаем только второй этаж, а само здание принадлежало организации, которая ремонтировала часы и ювелирные изделия. Два года назад их закрыли по пожарным предписаниям, но каким-то образом они успели передать свою аренду стоматологической фирме, которая, видимо, задумала сделать здесь поликлинику, поэтому надстроила еще два этажа. А ведь наше здание — памятник промышленной архитектуры!» — возмущается  Валентина Демидова. Но ее возмущение адресовать некому: два года на верхнем этаже никто не живет, и попасть на крышу, чтобы очистить ее от снега, порой невозможно. В итоге — страшные протечки внутри помещения, да и снаружи, со стороны фасада, не менее страшно — валится  штукатурка, хорошо, что пока никого не зашибла, но место становится опасным для пешеходов...

Связаться с соседями-арендаторами практически невозможно, такое впечатление, что дом их не очень волнует — пусть разрушается, возможно, когда он станет аварийным, музей покинет насиженное место и занимаемую им площадь можно будет спокойно приватизировать... «Мы писали в КУГИ, чтобы нам передали верхний этаж — у нас много архивных материалов, печатных станков, — рассказывает Валентина Ивановна. — Писали в администрацию Центрального района, и ее руководитель Мария Щербакова прислала комиссию, сказала, что поддерживает музей... Но КУГИ нам отвечает, что ничего поделать не может: арендаторы (фирма «Золотой дождь») исправно платят и лишать их помещения — незаконно».

Пока суд да дело, музейщики ходят с протянутой рукой и собирают деньги на ремонт. Возможно, они найдут спонсоров: вон немцы прислали письмо — хотят снимать кино и побывать в кабинете Ленина, есть и заинтересованные финны, которые сильно чтят вождя за то, что он им дал возможность самоопределиться, — они также просят музей дать информацию для намечающейся выставки... Сам Музей печати тоже готовит экспозицию, посвященную 100-летию газеты «Правда», которая откроется 3 мая и продлится месяц. Так неужели гостей, в том числе и иностранных, придется встречать в юбилейные дни... неликвидированными протечками и обвалившейся штукатуркой?

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх