Газета выходит с октября 1917 года Friday 23 октября 2020

Здесь одевались все модники Ленинграда

45 лет назад, в марте 1968 года в Ленинграде, на Петроградской стороне, открылся Дом мод

Для всех модников нашего города, которым очень нелегко было «держать фасон» в условиях тотального дефицита, открытие Дома мод — ателье высшего разряда, где можно было сшить на заказ первоклассную вещь любой сложности, это было событием чрезвычайной важности.

 

Мы с мамой протоптали дорожку в Дом мод почти сразу после его открытия. Там не только шили на заказ, но и продавали выполненные небольшими тиражами экспериментальные вещи. В том числе детские. И какие! Вот уж сколько лет минуло с тех пор, а я до сих пор помню пальто, которое мы тогда купили. Оно было сшито из темно-красной шерстяной ткани и отделано небольшим отложным воротничком из искусственного меха. А вместо кармашка — аппликация в виде меховой, в тон воротнику, собачки! Надо ли говорить, что пальтишко вызвало восторги всех одноклассниц и создало мне репутацию модницы. 

К сожалению, я не знаю имени художника-модельера, создавшего этот шедевр. Тогда в СССР не принято было пропагандировать творческие индивидуальности. В Доме мод работали высококлассные мастера. Чтобы заказать там вещь в1970-е — 1980-е, нужно было занимать очередь с вечера. Перед праздниками порой работали круглосуточно. Среди заказчиков были и высшие партийные чины, и знаменитые актеры — Мария Пахоменко, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха. 

Прямая речь

Юрий Макаревич, дизайнер (работал в Доме мод в первой половине 80-х годов закройщиком):
— Заказчики были разные, случалось, и знаменитости. Шили мы костюмы для группы «Секрет» — серые, с атласными лацканами, в стиле ранних «Битлз».

В Доме мод были прекрасные закройщики, мастера высочайшего класса. С теплотой вспоминаю Тамару Малышеву, Лилю Гембель, работавших в группе женской одежды; мужского мастера Владимира Соловьева. 

Тамара Малышева одевалась в простые, но идеально сшитые и невероятно элегантные платья. И мастером была виртуозным. Помню, для одной моей знакомой она в точности повторила один из силуэтов Кристиана Диора, а это высший пилотаж! 

Я работал в «пиджачной» бригаде. Нас было 17 человек. И в день мы отшивали по 9 — 11 изделий, а когда были еще срочные заказы — до 15. Причем «срочные» костюмы отшивали за три дня. Работали в две смены: с 6.45 до 15. 30 и с 15.30 до 23.30. 

Шили мужские пиджаки и женские жакеты. Одной важной даме из райкома КПСС сшили белый жакет в стиле мужского пиджака — тогда такие были в большой моде. Так потом она привела с собой еще десяток заказчиц. Говорили, что пиджак лучше, чем у кинозвезд во французских фильмах, очень популярных тогда и служивших своеобразной «азбукой моды». Какие были цены? Примерно так: сшить на заказ дамское пальто стоило 40 — 50 рублей. Это было недешево, если учесть, что средняя зарплата в СССР равнялась 120 рублям. И все-таки сшить на заказ было дешевле, чем купить готовую вещь. Не говорю уже о том, что тогда купить что-то приличное в магазинах было крайне сложно, царили времена тотального дефицита, импортные вещи надо было «доставать» по блату либо караулить, когда торговля «выбросит» что-то в конце месяца для того, чтобы выполнить план, и стоять в огромных очередях.

Татьяна Дьякова, художник-модельер:
— Работа в Доме мод, точнее, в экспериментальном цехе управления «Ленинградодежда», — начало моей деятельности на поприще модельера. Кроме умения рисовать, писать и придумывать симпатичные эскизы, навыка практической работы в материале было очень мало, а стремления воплотить нарисованное — много. Надо отметить, что у закройщиков и модельеров Дома мод был свой конек: виртуозная посадка на фигуру, отличное качество исполнения. Потому среди клиентов помимо партийной элиты были известные актеры и музыканты (оперная прима Ирина Богачева, актриса Виктория Горшенина, певец Сергей Захаров, телеведущий Сергей Шолохов). 

Мне повезло объединить мои замыслы с великим опытом замечательного человека Тамары Скакун. Она научила меня конструировать, кроить, работать с портными и клиентами. Тогда же я познакомилась с Татьяной Парфеновой, которая руководила перспективной группой экспериментального цеха.

Думаю, что ограничения реализации дизайнерских замыслов в то время были связаны с общей ситуацией в стране — дефицитом тканей, подкладочных материалов, оборудования для швейной промышленности. Тем не менее с определенной периодичностью в Доме мод проходили показы моделей.

Материал подготовили Зинаида Арсеньева и Павел Аствацатурьян

Фото: Дом мод.
↑ Наверх