Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Здесь в подвале - целая жизнь»

В Государственном Эрмитаже прошел праздник эрмитажного кота

 

Раз в год подвалы Зимнего дворца наполняются восклицаниями вроде “Какой хорошенький!”, “Какая шерстка!” и тому подобными. Конечно, это относится к эрмитажным котам, которых тут сейчас 65. Для них и для сотрудников, их опекающих, это хоть и трудный, шумный - но все-таки праздник. Праздник эрмитажного кота.

В подвал ломятся толпы публики - всем хочется поглядеть на котиков и погладить их. Котам, конечно, это не всегда по нраву: некоторые прячутся. Другие, впрочем, спокойно отдыхают или общаются с незнакомыми людьми.

В каком-то углу подвала всем любопытствующим рассказывают историю музейных кошек, даже цитируют выдержку из указа основательницы Эрмитажа императрицы Екатерины II: «…разделить котов на комнатных и подворных». 
 

Все коты, как демонстрируют сотрудники Эрмитажа, занесены в специальную книгу эрмитов - мифических домовых Эрмитажа, недавно ставших новым символом и брендом музея, ориентированным на детей.

Но точный учет котов - это не миф и не шутка. Все так и обстоит. В музее о благополучии животных пекутся серьезно - кормят, стерилизуют, в случае болезней или психологического стресса занимаются их лечением и реабилитацией.

- Как они у нас уживаются все вместе? По-разному, иногда сложно, - говорят мне кошачьи опекуны, показывая на табличку “Не оставлять на ночь Тишку в кошкином доме! Дерутся!!!”. - А некоторые очень даже хорошо общаются, причем это необязательно “любовь”. Есть у нас два котика-самца, оба с трудной судьбой. Над одним издевались злые люди, сломали ему хвост. Другой жил в приюте в ужасных условиях. Они друг с другом так сдружились, даже спят вместе. Возраст примерно один, интересы общие, играть им вместе хорошо. У нас их все время примерно одинаковое количество, от 60 до 85. И поэтому мы всегда просим: не подбрасывайте, пожалуйста, нам новых котов, у нас не приют. Мы стараемся их количество контролировать. Если их становится больше, могут начаться эпидемии, и с этим очень сложно справиться... Умирают десятками.

 

Котов чествуют не только в подвалах, но и по всему пространству музея. В Большом дворе, например, прошла церемония награждения победителей школьного конкурса «Мой день эрмитажного кота». Ученики разных художественных школ изобразили котов в парадных залах Зимнего дворца в обнимку с дружественными мышами. У некоторых из детей дома кошек нету, но это не было помехой для победы в конкурсе.

Рядом все желающие разрисовывали большие фанерные фигуры котов в рамках конкурса “Мой эрмитажный кот”.

В самом здании Зимнего дворца разворачивалась игра-квест “Путешествие с эрмитажным котом”: пытливые любители искусства должны были найти на картинах изображения рыбок. Отгадывая загадки, они выходили к Эрмитажному театру. Тут шли свои торжества: во-первых, в фойе открылась выставка знаменитых рекламных плакатов швейцарского художника Теофиля Александра Сейнлена. Конечно, «Чистое стерилизованное молоко с берегов Венжанны» на этих плакатах рекламировали именно кошки.

А в самом театре в это время шла репетиция к завтрашнему спектаклю “Кошки Эрмитажа” по книге, которую написала американка Мэри Энн Аллин. Эта фантазия положена на музыку Криса Брубека - сына знаменитого джазмена Дэйва Брубека. Сын тоже сочиняет джаз и души не чает в эрмитажных кошках с тех пор, как в сентябре познакомился с ними. Так что музыка написана специально для усатых защитников Эрмитажа.

 

- Я была когда-то в гостях у Михаила Борисовича Пиотровского со своей  пятилетней внучкой Анной, - рассказала мне Мэри Энн Аллин, автор книги. - Анна очень хотела познакомиться со здешними кошками. Но для нее эта встреча была вполне естественной. А меня так потрясло знакомство с эрмитажными кошками, поразило то, что здесь в подвале у них целая жизнь... У нас были фотографии, но они пропали, когда у нас украли фотоаппарат. И чтоб Анна не забыла об этой встрече, я попросила художника нарисовать картинки на эту тему, а потом они разрослись в целую книжку. А недавно мой знакомый, Крис Брубек, согласился положить этот сюжет на музыку.

 

↑ Наверх