Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Здравствуй и прощай, новый человек!

До 18 ноября в выставочном зале «Потерна и каземат Государева бастиона» Петропавловской крепости открыта выставка «Вместе и врозь — городская семья России XX века»

Это проект Международного института социальной истории из Амстердама, куратор с нидерландской стороны — историк Хайс Кесслер, специалист по России, а посвящена выставка изменениям, которым подвергся в нашей стране институт семьи.  

В экспозиции — фотографии из семейных альбомов, мультимедийная инсталляция, фрагменты советских кинофильмов и предметы материальной культуры из коллекции Музея истории Санкт-Петербурга.

Работа художников «Боевого карандаша».

В центре выставки — фотоальбомы девяти российских семей с рассказами об их судьбах: кто-то угодил в лагеря, кого-то репрессии не тронули, кто-то погиб на войне, кто-то выжил, кто-то уехал из страны, кто-то остался. Но семьи эти — московские, поскольку Хайс Кесслер работал над проектом в Москве. В Петербурге экспозиция была существенно дополнена. 

«Голландцы хотели от нас только предметы, — рассказывает куратор выставки старший сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга Тамара Ковалева. — Фотографии мы включили в экспозицию по своей инициативе: я решила, что мы должны поместить материалы о жизни ленинград­ских семей». 

Один из разделов «ленинградской» части экспозиции посвящен очередям: «Согласно социологическим опросам 550 часов в год ленинградская семья проводила в очередях», — говорит  Тамара Владимировна. На фотографиях — очереди в театр, в кино, на биржу труда, в баню, в магазин, и даже… на фронт. Но экспонатов, посвященных войне, на выставке не много, главный акцент — созидание мирной жизни.

«Надо сказать, что взгляд голландской стороны на события нашей истории и на то, как они влияли на семью, не сильно отличается от нашего; мы говорим про свою историю даже более остро и беспощадно», — замечает куратор. 

Материальная часть экспозиции представлена знаменитыми, даже легендарными вещами, которые были у всех: телевизором КВН, швейной машинкой «Тула», стиральной машиной «Рига». Кто-то, наверное, вспомнит магнитофонную приставку «Нота» — она записывала, но не воспроизводила: чтобы прослушать запись, устройство надо было подключать к радиоприемнику.

Советская звуковая техника.

В отдельной витрине — фрагмент интерьера 1960-х с характерной мебелью и посудой. Мебельный гарнитур был выпущен в 1961 году. В то время выпускаемые образцы продукции попадали в фонды музея по разнарядке. Интересно, что в экспозиции гарнитур оказался не сразу — он долгое время стоял в одном из рабочих кабинетов, поэтому вид у мебели — как у бывшей в употреблении (что придает экспозиции еще большую достоверность). 

Еще один ленинград­ский раздел экспозиции — работы художников-карикатуристов из творческого объединения «Боевой карандаш», посвященные семье и быту. Они указывали на реальные проблемы, а многие картинки не только интересны как приметы времени, но актуальны по сей день.

↑ Наверх