Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Здравствуйте, я ваша школа!

Надо ли изучать религиозные предметы? Сколько дней в неделю учиться первоклашкам? Куда сообщать о нарушениях?

(Окончание. Начало в номере за 30 сентября)

Вопросов, связанных с учебным процессом, у родителей много. В редакции «ВП» прошла горячая линия, посвященная проблемам школьного обучения. На вопросы читателей отвечала Ольга ИВАНОВА, председатель комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга.

Ольга Владимировна Иванова. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Не религиозный, а культурологический курс
Как вы относитесь к обязательному введению основ религиозных культур и светской этики?

— Руководство комитета по образованию внимательно отслеживает ситуацию. Мы достаточно осторожно относимся к введению курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (один урок в неделю).

Подчеркну: это прежде всего культурологический курс. Он состоит из шести модулей, и родители могут выбрать любой из них:
1. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буддийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.
5. Основы мировых религиозных культур.
6. Основы светской этики.

Преподаватели — не священнослужители, а светские учителя гуманитарных специальностей, прежде всего — истории, которые прошли подготовку по специальной программе.

В этом году урок введен в 21 школе (в 5-х классах). По предварительным данным, 50% родителей выбрали для своих детей основы мировых религиозных культур, еще 30 % — светскую этику, 20% — основы православной культуры. (Редакция «ВП» обязуется отслеживать ситуацию с преподаванием этого столь нового для нас предмета.)

— Где у тебя тут учебник по светской этике? Фото: Натальи ЧАЙКИ

Шестидневка или пятидневка?
В нашей школе № 575 Василеостровского района уже чуть ли не первоклашки должны посещать занятия шесть дней в неделю (хотя изначально нам говорили, что шестидневка — только с 5-го класса). Это нормально?

— Согласно нормативам, для учащихся первых классов предусмотрена только пятидневка. Шестидневка возможна лишь со второго класса. То есть в зависимости от учебного плана со второго класса может быть и пятидневка, и шестидневка. Как правило, школы с углубленным изучением иностранного языка сейчас выбирают шестидневку и для младших классов. Это сделано исключительно в целях сохранения здоровья наших детей. Поймите, маленькому ребенку очень тяжело воспринимать по 5 — 6 уроков в день! Хотя я понимаю и тех родителей, кому не хочется водить ребенка в школу по выходным.

Сейчас многие школы перешли с пятидневки на шестидневку. Почему?

— Причин несколько. В том числе — запрет на проведение 35-минутных уроков. Теперь уроки должны длиться 45 минут. Раньше санитарные правила допускали укороченные уроки, и некоторые школы этим широко пользовались, ставя в расписание пятидневки большее количество 35-минутных уроков. Таким образом, за счет сокращения времени преподавания они формально выполняли учебный план за 5 дней.

Родительское собрание — не для сбора денег
Какая судьба ждет Дворец творчества юных на Невском проспекте? Ходят упорные слухи, что дети вскоре будут лишены этого прекрасного дворца, в котором занимались несколько поколений горожан.

— Прежде всего еще раз хочу сказать всем петербуржцам, что не нужно беспокоиться: Дворец творчества юных не будет разделен, все останется единым комплексом: и здание на Невском проспекте, и лагерь «Зеркальный», и корабль «Юный балтиец», и Эколого-биологический центр на Крестовском острове, и Аничков лицей.

Что делать, если  ребенку не найти контакта с одноклассниками? Переводить его в другую школу?

— Безусловно, нужно обратиться к психологу (психологи есть в некоторых школах, в медико-психолого-педагогических районных  и городском центрах). То есть нужно понять, в чем причина конфликта. Перевод — это крайняя мера, и перевод тоже является стрессовой ситуацией для ребенка. Ведь если причина в самом ребенке и ничего не меняется, ситуация может повториться и в следующей школе.

Что предпринять, если сомневаешься в квалификации учителя?

— Прежде всего обратиться к администрации школы (можно обратиться самому, можно действовать через родительский комитет). Администрация школы имеет право пригласить на уроки данного педагога методиста, который определит, действительно ли уроки проводятся непрофессионально. Отмечу: далеко не всегда подобные родительские жалобы оказываются обоснованными. Если же уроки оставляют желать лучшего, то, в зависимости от ситуации, либо педагог будет отправлен на курсы повышения квалификации, либо вам вообще заменят учителя.

Подчеркну: подобные ситуации должны сначала обсуждаться на родительском собрании! Не стесняйтесь поднимать эту тему! Родительское собрание отнюдь не предназначено для сбора денег, как думают некоторые. На собрании вы должны обсудить важные вопросы, касающиеся обучения вашего ребенка.

Моя дочь перешла в 6-й класс. В начальной школе у них была сильная математика. А весь 5-й класс они фактически повторяли все то, что изучили в 4-м, еще и в меньшем объеме. Мы, родители, уже подходили к администрации школы с этим вопросом. Нам ответили, что нарушений нет и у нас отличный педагог по математике. Что делать? В остальном школа у нас хорошая, нас устраивает. Жаловаться на школу не хочу.

— Скорее всего ваш педагог начальной школы уделяла большое внимание математике, учила детей по программе, опережающей стандартную. Поэтому дети в 4-м классе выполняли задания 5-го класса. Поскольку вы не называете номера школы, более детально разобраться невозможно.

Подскажите, что уместно подарить учителю на праздник.

— Я думаю, самое важное, чтобы подарок был от души. Это могут быть цветы, может быть что-то, сделанное своими руками. Хотелось бы, чтобы поздравить учителя стремились сами ученики.

Кто должен покупать игрушки?
Две мои внучки ходят в частный детский сад. Деньги платим немалые. При этом мы не получаем никакой компенсации от государства, хотя в обычных садиках такая компенсация, пусть и небольшая, родителям положена. Как нам оформить компенсацию?

— Законодательством не предусмотрена компенсация за посещение  частного детского сада. А вот частные школы могут получить субсидии, если, конечно, они имеют аккредитацию и заявляют о желании их получать. Но и в этом случае деньги получит именно школа, а не родители учеников. 

Почему для детского садика не предусмотрена такая статья расходов, как покупка игрушек? Почему мы, родители, должны за все платить?

— Приобретение игрушек входит в статью «Расходные материалы», и уже администрация детского сада решает, на что именно пойдут выделенные средства. Родителей не должны заставлять платить за игрушки (как и за все остальное). Все пожертвования — только добровольные. Что же касается дополнительных платных услуг, то на их оказание должен быть составлен договор.

Если в вашем садике имеют место поборы, обращайтесь в районные отделы образования или же к нам, в комитет по образованию.

Подготовила Татьяна ТЮМЕНЕВА
↑ Наверх