Земной филиал рая на третьем этаже Эрмитажа
В конце мая в бывших фрейлинских комнатах открылась выставка трех пейзажей знаменитого французского художника-импрессиониста Клода Моне, предоставленных Фондом Байелера
Это — «Руанский собор», «Японский мостик» и «Кувшинки». Все относятся к позднему периоду творчества художника, который не так хорошо представлен в Эрмитаже, как ранний.
Руанский собор Моне писал много раз, стремясь передать все нюансы освещения. В его цикл входит 30 пейзажей! Он словно гнался за ускользающей красотой. Пейзажи, которые пленяют такой легкостью и воздушностью, давались ему тяжело. «Вещи не продвигаются существенным образом, — жаловался он в письме 1892 года Алисе Ошеде, — главным образом потому, что каждый день я открываю что-то, чего не видел днем раньше… В конце концов я пытаюсь делать невозможное». Художник совершил невозможное, его пейзажи — своеобразный памятник средневековому собору, его мистическое отражение в живописи.
Кувшинки. 1914 — 1918.
Друзья художника понимали, насколько важно сохранить этот труд в его целостности, обращались с просьбой к французскому правительству приобрести цикл и признать его национальным достоянием. Им это не удалось. «Соборы» Моне рассеяны по всему миру.
Потому так ценна для петербургских поклонников импрессиониста возможность увидеть еще одно из отражений Руанского собора. Предоставленный для выставки Фондом Байелера пейзаж называется «Руанский собор. Западный портал и башня Альбана. Утренний эффект» и написан в 1894 году.
Две другие картины — «Японский мостик» (1918 — 1924) и «Кувшинки» (1914 — 1918) связаны со знаменитыми садами Клода Моне в Живерни. Так называлась деревня в долине Сены в 80 км от Парижа, куда художник перебрался в 1883 году. Через несколько лет он купил здесь дом, а потом и участок земли, на котором стал возделывать свой сад. Японский мостик появился над выкопанным овальным прудом в 1895 году. Как пишет исследователь творчества импрессионистов доктор искусствоведения Альберт Костеневич, Клод Моне «тщательно продумывал, где и какие цветы высаживать, приспосабливал посадки к временам года и создавал в итоге впечатляющие пейзажные оркестровки». Сегодня сады Живерни, где Моне жил и работал 40 лет, одна из достопримечательностей Франции.
«Японский мостик», затягивающий, как омут, в это царство зеленого цвета, был написан художником в 1918 — 1924 годах. Это время, когда в жизни Моне произошел ряд трагических событий — смерть любимой жены, болезнь старшего сына. Кроме того, он стремительно теряет зрение. Работа — единственный способ противостоять всем этим бедам. И он пишет свои пейзажи, находя забвение и утешение в этом царстве цветов.
Еще один мотив, который бесконечно повторяется в творчестве Моне, — кувшинки, хрупкие и прекрасные водяные лилии, или нимфеи.
Японский мостик. 1918-1924.
У себя в Живерни, этом земном филиале рая, художник создал искусственные пруды, где росли эти лилии. Над монументальной серией, изображающей водяные сады с кувшинками, Моне работал до самой смерти, последовавшей в 1926 году.
Когда 48 полотен с его кувшинками были выставлены в 1909 году в галерее Дюран-Рюэля, критика очень высоко оценила выставку. Один из критиков восхищался: «Клод Моне написал поверхность пруда, где в японском саду цветут кувшинки. Он написал только эту поверхность, увиденную в перспективе, не обозначив границы горизонта; их начало и конец — это границы, заданные рамой, но если хочется, воображение легко преодолевает эти границы. Следовательно, единственные элементы картины — это водные зеркала, на которые наложились листья и цветы и в которых схвачены бесконечно разнообразные отражения, и окружающий пейзаж, и небо над ними…»
Руанский собор. Западный портал и башня Альбана
Выставка Клода Моне продлится до 13 сентября. Хороший повод зайти на третий этаж Эрмитажа. Открывшийся в 1957 году в бывших фрейлинских комнатах, третий этаж стал местом притяжения для ленинградцев, для которых побывать здесь было все равно что сегодня съездить в Париж. Картины импрессионистов и постимпрессионистов из коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова воспитали не одно поколение художников, живущих за «железным занавесом».
Возможно, выставка трех пейзажей позднего Моне — последняя из проходящих в этом культовом месте. Уже в будущем году коллекция должна переехать в здание Главного штаба, где для нее созданы специальные залы со световыми фонарями в высоких потолках, в которые будет смотреть петербургское небо.
Фото предоставлены пресс-службой Государственного Эрмитажа