«Зенит» продемонстрировал характер
Сине-бело-голубые забили решающий гол и вырвали победу со счетом 2:1 у «Ростова» на минуте с номером 90+4!
Тем не менее, на послематчевой пресс-конференции главный тренер «Зенита» Лучано Спаллетти казался скорее обескураженным, чем пышущим радостными эмоциями – каковым он был еще несколько минут назад, сразу после победного гола, когда он выбежал на поле, подбежал к своим футболистам, вставшим в круг, и запрыгнул на чью-то спину…
Похоже, он узнал что-то новое о команде под названием «Зенит», что ему еще предстоит осмыслить. Казалось бы, все просто: есть тренерский замысел, есть схема игры, система – и есть исполнители. Приходят новые исполнители, и встраиваются в систему. А те, кто были, должны понимать, что новые лучше их – и знать свое место. Те же, кто с эти не согласен – «добро пожаловать в другую команду».
Поэтому можно было обвинять Игоря Денисова, что он оскорбил своих товарищей по команде и должен перед ними извиниться. И поддержавшего Денисова Александра Кержакова – в том, что он думает только о себе. И ссылать «провинившихся» в дубль.
Вот только до последнего момента не понимал синьор Лучано, что «Зенит» – в чем-то особенная команда. Ибо к ней – хорошо ли это или плохо, но действительность такова – не подходит расхожий тезис «незаменимых нет».
Причина этого видится прежде всего в том, что костяк команды складывался, сыгрывался годами. Вспомним: Роман Широков и Мигел Данни – с 2008 года, Константин Зырянов, Виктор Файзулин и Николас Ломбертс – с 2007-го, Александр Анюков с 2005-го, а Вячеслав Малафеев, Игорь Денисов, Александр Кержаков и Владимир Быстров (последние двое с перерывом) – свыше десяти лет. И составляющие его футболисты и грают – нет, не за себя, за команду – но так, как они ее понимают. А если их понятие «команда» не совпадает с одноименным понятием у тренера?
И тогда наступает кризис. Команда сникает из-за того, что из ее состава насильственно выдирают игрока – не только потому, что он – один из лучших на поле и по натуре лидер. А потому, что они перестают быть на все сто процентов командой потому, что этим самым – исключением одного из них – им всем отказывают в праве быть командой. А пришедшие в «Зенит» новые игроки в команду не вписываются не в последнюю очередь из-за того самого пресловутого «человеческого фактора»…
Но вот Денисов возвращен (на каких условиях – тайна сия велика есть, ибо слова «сожалею» по большому счету извинением не являются, да и финансовые условия обойдены стороной) – и команда воспрянула духом!
Нет, дурная привычка раскачиваться первые 20 минут никуда не делась. «Зенит» едва не пропустил контратаку на 1-й (!) минуте – к счастью, ростовчанин Флоран Синама-Понголь оказался нерасторопен. Да и сами гости, похоже, не ожидали, что «Зенит» отдаст им пространство, да еще опасные моменты будет дарить. Складывалось впечатление, что ростовчане просто не знали, что им в этой ситуации делать с мячом.
Правда, тренер «Ростова» Миодраг Божович подобные предположения корреспондента «ВП» отверг сходу: «Скажите еще, что мы не ожидали, что будем играть с «Зенитом»!», – возмущенно ответил он. И оказался прав, возможно, сам того не ожидая, ибо, похоже, не ожидал, что будет играть с таким «Зенитом»…
Равно как сюрпризом для «Ростова», похоже, явилось и то, что начиная с 23-й минуты, когда «Зенит» провел первую массированную атаку, гостям пришлось играть с другим «Зенитом». Дважды ворота Стипе Плетикосы расстреливал Файзулин, однако хорватский вратарь был на месте – впрочем, вторая попытка вполне могла стать голевой, будь Кержаков удачливее на добивании. Дважды Широков пытался вывести на ударную позицию Акселя Витселя, однако защитники эти попытки срывали. Один раз Широков с подачи Витселя попал во вратаря. Неужели на зенитовцев так подействовало присутствие на скамейке «реабилитированного» Денисова?
Косвенным фактором, подтверждающим это, стало появление за пять минут до конца первого тайма на поле Быстрова, который заменил получившего травму Халка. И с его выходом игра «Зенита» окончательно приобрела тот задор, которого так сине-бело-голубым не хватало первые 25 минут. Именно усилиями Быстрова был забит первый гол «Зенита» на 51-й минуте матча – Владимир, получив пас от Витселя, сыграл в стенку с Кержаковым и, выйдя на ударную позицию, зряче пробил в ближний от Плетикосы угол – мяч попал в ворота, отразившись от штанги. 1:0 в пользу петербуржцев!
А Быстров прежде всего бросился делить радость от забитого гола не к товарищам на поле и не к Спаллетти, а к Игорю Денисову, разминавшемуся у кромки поля…
А потом на 59-й минуте на поле вышел и сам Денисов, и игра «Зенита» в центре приобрела, наконец, ту осмысленность, которой ей недоставало те два месяца, пока длилась «ссылка» Игоря. Правда, показалось, партнеры успели отвыкнуть от его фирменных передач.
В связи с этим корреспондент «Вечерки» спросил Спаллетти, не стоило ли тренеру выпустить Денисова в стартовом составе, дабы, как сказал за минуту до этого Мистер, «восстановить тонкие материи: командный дух, связи, настроение». В ответ синьор Лучано с мрачным видом разразился длинным монологом, который переводчик не рисковал прерывать и перевел в конце лишь вкратце: «Главное – действовать в данной ситуации последовательно, Игорь только вчера вернулся к тренировкам с основой, а в его отсутствие команда играла и добивалась результатов… Возможно, 90 минут его на поле – это было бы сейчас слишком».
Последнее потому, что сейчас Денисов до конца еще не готов, и если бы он играл весь матч, то тем самым «Зенит» дал бы фору сопернику. А это невозможно ни в одном матче, ни в одном турнире, ибо «Зенит», по словам того же Спаллетти – «команда, которая должна всегда выигрывать». Остается надеяться, что Игорь за оставшиеся три дня тренировок, предшествующие матчу Лиги чемпионов с «Андерлехтом», окончательно восстановит свои кондиции и игровые связи с партнерами.
Возвращаясь же к заключительным минутам матча, скажем, что «Зенит» позволил себе расслабиться – и был наказан на 79-й минуте матча, когда Ян Голенда реализовал едва ли не единственный голевой момент ростовчан. Ломбертс проиграл воздушную дуэль после навеса, а Малафеев не сумел выручить.
И вот тут-то зенитовцы и проявили характер, который мы все увидеть уже почти что отчаялись. Крупными силами пошли они штурмовать ворота ростовчан. Тем более, что в составе сине-бело-голубых после долгого перерыва появился Данни. Правда, парой контратак ростовчане огрызнулись – однако «Зенит» дожал соперника на последних секундах. Денисов начал атаку, Кришито подал – и Широков замкнул навес. 2:1 в нашу пользу! Ростовчане едва лишь мяч с центра поля ввели, как прозвучал финальный свисток.
Итак, «Зенит» неожиданно преобразился с возвращением Денисова. Впрочем, если для Спаллетти это неожиданность, то приятная, с ней Мистер – хороший тренер и не менее хороший психолог, разберется.
Однако есть неожиданность более неприятная – это травма Халка. Неприятная не только тем, что непонятно, сколь надолго бразилец выбыл: у него, по словам Спаллетти, «что-то с задней поверхностью бедра, и нужно ждать углубленного медицинского обследования в субботу». Но в первую очередь тем, что «Зенит» с заменой Халка на Быстрова заиграл даже лучше! Хотя бы потому, что Халк и Кержаков все-таки еще не окончательно нашли общий футбольный язык, бразилец все еще грешил индивидуальной игрой, и его усилия, пусть и напряженные, все-таки не приносили плодов. А вот Кержаков и Быстров куда лучше понимают друг друга, и первый гол «Зенита» возник в результате их взаимодействия.
Получается, что «эксперимент», пусть вынужденный, с временным выведением Халка из состава, не подтверждает неоспоримой правоты Спаллетти и руководства клуба в ситуации, приведшей к кризису в «Зените».
Тем не менее есть основания надеяться, что из этих событий – возвращения Денисова и травмы Халка – будут сделаны правильные выводы, которые дадут возможность «Зениту» восстановить баланс, утраченный было во время кризиса, и достойно отыграть оставшиеся матчи в групповом этапе Лиги чемпионов.
Фото Вячеслава Евдокимова