«Зенит» выиграл Суперкубок в послематчевых пенальти
По словам Андре Виллаш-Боаша, текущая готовность команды — «на уровне хорошего спарринга»
За неделю до первого тура чемпионата России состоялась первая официальная игра нового футбольного сезона: матч за Суперкубок сыграли действующие чемпион «Зенит» и обладатель Кубка страны московский «Локомотив». Впервые он проходил в Санкт-Петербурге.
И хотя Суперкубок не относится к числу самых престижных трофеев, матч этот вызывал немалый интерес, что подтвердили и заполненные трибуны. Прежде всего, он мог дать представление, каким будет обновленный «Зенит» в новом сезоне. Суперкубок — наш!
Впрочем, об одном можно было догадаться, даже не приходя на стадион, а просто глянув на состав команды, выложенный на официальном сайте клуба. С нынешнего года «Зенит» становится петербургским клубом только номинально, по месту «прописки» так сказать. Потому что шансы у воспитанников петербургского футбола, являющихся игроками основного состава (а это два вратаря — Вячеслав Малафеев и Михаил Кержаков), выйти на поле ничтожно малы. Равно как и у игроков «Зенита-2», которые могут быть внесены в заявку главной команды, но, скорее всего, отсидят все 90 минут на скамейке запасных.
«Ребята с нашего двора»
Фанаты на эту ситуацию отреагировали не только традиционной ламбадой «Са-а-а-ша Кержаков!» и более редко исполняемой распевкой «Андрей Аршавин!», но и поднятым во время исполнения гимна России впечатляющим баннером с изображениями двух легенд «Зенита», с афоризмом от Кержакова «Нет ничего страшнее, чем сдутый мяч» и надписью вдоль виража «Ребята с нашего двора», провисевшей весь матч. Но на Виллаш-Боаша фанатские демарши не действуют…
Куда интереснее было, выпустит ли португальский специалист на поле новичков «Зенита», полузащитника Артура Юсупова и нападающего Артема Дзюбу. Выпустил, обоих в стартовом составе. И обоих же одновременно заменил на 64-й минуте. Потому что вписаться в игру они пока не могут.
Дзюбе никак не удавалось протаранить оборонительные порядки «Локомотива», передачи низом на него не проходили, а верховых с расчетом на использование почти баскетбольного роста Артема (196 см) его товарищи по команде почти не делали. Как только пару раз попытались во втором тайме — сразу атака «Зенита» становилась опасной. Однако такой стиль должен быть наигран — возможно, это вопрос времени.
Юсупов же словно не понимал командной игры «Зенита». И его двигательная активность, в свою очередь, находила не большее понимание у товарищей по команде. Кульминация этого — штрафной удар на 45-й минуте. В момент пробития его Халком Юсупов вдруг рванулся в штрафную площадку — и подставил спину под пушечный удар бразильца…
«Халк, видимо, плохо понимает русский, а я — английский», — оправдывался Артур после матча в микст-зоне…
Сложилось впечатление, что Виллаш-Боаш специально выпустил их в стартовом составе, чтобы иметь после матча возможность обрушиться с гневной филиппикой на грядущий лимит на легионеров — не более шести на поле. Именно столько иностранцев вышло на поле в составе «Зенита». После того как вместо Дзюбы вышел Саломон Рондон, «Зенит» заиграл в атаке куда интереснее…
«По поводу лимита могу высказать только свое искреннее мнение: если он будет принят в том формате, о котором все говорят, то это станет концом российского футбола как такового. Когда вы убираете Халка, Витселя, Гарая, когда они уйдут, с чем останется российский чемпионат? Когда ты не можешь выпускать лучших, то это конец соревнования. Я не понимаю этих ограничений, — возмущался Виллаш-Боаш после матча. — Нет, я понимаю, конечно, что вы хотите развивать российских футболистов, но я уверен, что это худший шаг для того, чтобы действительно сделать молодых российских футболистов сильнее. Ибо когда кто-то в силу определенных ограничений не может выходить на поле, другие становятся ленивее, уже не хотят бороться за свое место».
По его мнению, «российские футболисты хотят играть с лучшими игроками, хотят видеть сильнейших, быть рядом с ними и развиваться».
Кто бы с этим спорил — если бы Виллаш-Боаш еще давал российским «развиваться» рядом с легионерами. По крайней мере, составы «Зенита» в еврокубковых матчах прошлого сезона как-то не слишком подтверждают этот тезис. Или достаточно того, что они развиваются рядом с сильнейшими на тренировках — ну, еще в спаррингах?
Возвращаясь к матчу. Дежа вю: свой гол на 28-й минуте «Зенит» пропустил после пусть не ошибки, но не слишком удачного действия Луиша Нету, от которого мяч отскочил к Ниассе, нанесшему разящий удар по воротам Юрия Лодыгина. В отсутствие Гарая, который возвращается в расположение «Зенита» после игр за сборную Аргентины на Кубке Америки только сегодня, Нету снова становится «самым слабым звеном» в обороне «Зенита».
Ответный гол Смольникова
А ответный гол был забит как раз после того, как Халк решил не бить очередной штрафной удар прямо по воротам, а навесил в штрафную площадку. После паса Акселя Витселя мяч отлетел к Игорю Смольникову, который и отправил его головой в ворота Гилерме.
Ну а при пробитии послематчевых пенальти, до которых дошло дело после того, как в дополнительное время Витсель за пару минут до его конца не реализовал практически стопроцентный момент, пробив мимо ворот с убойной позиции, героем стал вратарь «Зенита» Юрий Лодыгин. Именно он не дрогнул, когда железнодорожник Ведран Чорлука бил по центру в надежде, что голкипер будет угадывать направление удара. До этого Максим Григорьев из «Локомотива» успел попасть в штангу, а зенитовец Олег Шатов не смог переиграть вратаря Гилерме. А Доменико Кришито сразу после подвига Лодыгина забил решающий пенальти, заставив Гилерме прыгнуть в противоположный от мяча угол…
Суперкубок — наш, третий по счету, и по числу этих трофеев «Зенит» догнал «Спартак» — но на фоне совершенно невнятной игры. Впрочем, по мнению Виллаш-Боаша, «сейчас «Зенит» готов на 70%, то есть на уровне хорошего спарринга на предсезонных сборах». Так что судить, что из себя представляет «Зенит» образца нового сезона, мы сможем, по крайней мере, после его первого матча в чемпионате России.