Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Зерна живописи упали в петербургскую землю

До 19 сентября в галерее «Art Space SPb» открыта выставка «Живое пространство» с участием четырех очень разных петербургских художников — Ирины Анниной, Владимира Загорова, Алексея Смоловика и Юлии Сопиной.

Выставка приурочена сразу к двум юбилеям Василия Кандинского: 145-летию со дня рождения, которое отмечается в этом году, и 100-летию доклада «О духовном в искусстве», публично прочитанного Кандинским в Академии художеств. «Это — новая точка отсчета в живописи, — объясняет главный вдохновитель проекта Алексей Смоловик. — А в Европе в это же время появляется ключевая фигура — Марсель Дюшан, и он задает совсем другой вектор развития современного искусства». Именно Дюшан придумал использовать, в противовес живописи, предметы «реди-мейд» (уже сделанные кем-то другим), то есть был родоначальником поп-арта. Одной из самых знаменитых его акций стал выставленный в 1917 году писсуар с подписью и датой, который назывался «Фонтан». Поэтому на открытии выставки «Живое пространство» был организован перформанс «Прощай, Марсель!» — Владимир Загоров символически вынес настоящий писсуар из галереи, то есть за пределы пространства живописи, и символически же произнес: «Прощай, Марсель!» Далее действо перешло в перформанс «Зерна просыпаны»: художники и гости разбрасывали скомканные афиши выставки во всех направлениях, чтобы живопись, свободная от наслоений актуального искусства, в дальнейшем проросла. 
Живым живописным пространством стал наш город. Яркие геометризованные пейзажи Алексея Смоловика подчеркнуто урбанистичны, а в работах Владимира Загорова стирается грань между архитектурой и природой. Петербург Ирины Анниной конкретен и узнаваем: линии Васильевского острова, судоверфь, дворы-колодцы. А рядом интерьерные картины Юлии Сопиной — одинокие букеты в вазах, черный кот, задумчиво глядящий в окно...
Возможно, зрители поначалу удивятся: почему в экспозиции участвуют столь разные художники, что между ними общего? Но на второй, более глубокий взгляд окажется, что именно эта разность организует совершенно особое, очень петербургское по колориту и настроению пространство. «Дело зрителя решать, подходим ли мы друг другу, — говорит Ирина Аннина. — Как художника, меня такая компания устраивает. Я пишу с натуры от начала до конца — так сохраняется нечто неуловимое: можно сделать на улице небольшой этюд, а картину написать в мастерской, но это будет уже не то. Я не фиксатор исчезающего Петербурга — просто в нашем городе, к сожалению, такая тенденция — все исчезает. Поэтому и получается, что те места, которые я пишу, вскоре меняются…»

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора
↑ Наверх