Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

ЖКХ,открой личико!

Коммунальщики Петербурга соревнуются в соблюдении тайны о себе любимых

 

Коммунальщики Петербурга соревнуются в соблюдении тайны о себе любимых

Почти полгода прошло с тех пор, как вступило в силу постановление правительства Российской Федерации № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», в соответствии с которым до 9 декабря 2010 года все городские службы ЖКХ обязаны были подробно рассказать о себе широкой публике — чтобы мы наконец узнали, в какую прорву попадают миллиарды, которые мы вносим ежемесячно по коммунальным платежкам.

Однако большинство организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами (ТСЖ, ЖК, УК и т. п.), подошли к своим обязанностям в этой сфере весьма творчески. Лишь единицы осмелились сообщить о себе всю ту информацию, которую обязаны нам раскрывать в соответствии с указанным постановлением. Большинство же постаралось использовать процесс раскрытия информации для ее полного запутывания. 

Я в Ломоносов бы пошел

Представим себе, что я — автор данных строк — живу в уютном городе Ломоносове. И как-то вечерком, в перерывах между сериалами и готовкой ужина на кухне, мне на глаза вдруг попадается платежка. А в ней — кругленькая сумма обязательных платежей (включая 13-ю квартплату). И в голову закрадывается крамольная мысль: а ведь раньше мы платили намного меньше…

Почему крамольная? Да потому, что на этот раз — в отличие от привычно возмущенческих реакций недавнего времени — я имею не только право, но и возможность узнать: за что и почему я плачу именно столько. Ибо теперь информация обо всем и вся про взаимоотношения моего дома и сферы ЖКХ должна быть доступна. В том числе и в Интернете. Так решил премьер-министр Владимир Путин.

Итак, вот он, компьютер. И мышь. И Интернет. А где же «инфа»?

На сайте районной администрации — нет. Запрос в Сеть по ключевым словам — ЖКХ, Ломоносов — выдает в ответ кучу всякой дребедени… Хорошо еще, муж подсказал: мол, наша управляющая компания не у нас в районе зарегистрирована, а в каком-то другом. Как оказалось — в Выборгском. В итоге набрести на сайт своей УК мне удалось минут через сорок упорных поисков — хотя в соответствии с распоряжением правительства Санкт-Петербурга (от 2 октября 2006 г. № 101-р) их реквизиты, включая адрес, должны располагаться на платежках.

К тому моменту, как мы наткнулись на нужный сайт, оказалось, что пора уже спать. Зато в выходные процесс поиска нужных сведений превратился в настоящий шпионский практикум. А уж как мы веселились, когда в итоге нашли искомое! Словами не передать: на сайте «Сити-сервиса» при клике на его «дочку» — «Жилкомсервис города Ломоносова» — мы нашли нуль полезного.

Ну, например, в списке объектов, управляемых «нашим» ЖКС, — 72 многоквартирных дома. Однако в адресном перечне текущего ремонта — 93 дома. Причем моего нет ни в одном из этих списков.

Информацию о действующих тарифах на сайте ЖКС тоже найти не удалось: приведены почему-то только давно устаревшие данные за 2010 год. Неудивительно, что расчеты по 13-й квитанции — а мы их запрашивали — нам так и не представили. Откуда, если УК мерит расходы тепла как среднюю температуру по больнице!

Финансовая информация оказалась доступна только за 2009-й — и зачем она нам нужна? Мы было попытались выяснить, какую сумму потратит УК на содержание дома и особенно на текущий ремонт наших парадных, кровель, подвалов и межпанельных стыков. Но оказалось, что на сайте имеются данные только о 10% возможных расходов. Остальные представлены «в общем»: 30% — на непредвиденные расходы, 59% — на прочие. А ведь нам обязаны были дать детальный расклад по каждому дому, по каждому виду работ (их около 30), по суммам затрат текущего года. А еще и отчет о выполнении предыдущего плана!

Мы было подумали, что нам одним так «повезло». Но беглый просмотр страниц остальных «дочек» «Сити-сервиса» показал: везде все одинаково. Ну, например, ЖКС № 2 Невского района — из той же компании. В списке обслуживаемых — 355 домов, в плане текущего ремонта — 626. В перечне ремонта обозначены только кровля, лестничные клетки и швы — как будто других ремонтов домам не требуется. Все тарифы — в том числе на коммунальные услуги — старые. С «текущими» платежками не совпадают ни в чем.

Вывод: все УК «Сити-сервиса» раскрывают информацию таким же образом — чтоб ничего понять было невозможно. Вычленить из всей этой каши один «свой» дом и четко разложить по полочкам, сколько будет на него потрачено и каковы планы снижения этих расходов (включая энергосбережение), — управляемые этой компанией жители вряд ли смогут.Увы, остальные УК Выборгского района (а Ломоносов благодаря «Сити-сервису» попал именно в этот район) недалеко ушли — во всяком случае те, что разместили свои странички на сайте района. Сайты же остальных приходится искать с огромным трудом, так как их интернет-адреса в официальной информации района не значатся.

Глас вопиющего в пустыне

В итоге нами овладел спортивный интерес. Мы пробежались по страницам всех районов — а их в Петербурге 18 — и выяснили, что Выборгский — еще в передовиках ходит. На его сайте есть хоть какие-то ссылки на «свои» УК. Почти все прочие — кроме одного — и такого не содержат. Как будто постановление правительства РФ за подписью Путина им не указ. А ведь в подпункте «а» пункта 5 Стандарта сказано о том, что местные власти обязаны выделять места на своих интернет-ресурсах для размещения обязательной информации об УК!

Увы, почти все районы ограничились лишь перечнем управляющих организаций своей территории. Как людям их сравнивать, чтобы выбрать лучшую? Ведь именно к этому после снежной зимы нас публично призывают губернатор и ее заместители...

Судя по увиденному, чихать хотели управляющие организации на свою обязанность информировать население! Всю информацию предлагают запрашивать только письменно — видимо, в расчете на месячный срок для ответа. Немногочисленные сведения об обязательных платежах населения и тарифах в целом — старые. Вот был бы номер, если бы люди отказались платить суммы, указанные этой УК в квитанциях, и вносили бы деньги, основываясь на данных сайта!

Зачем это нужно

Горожан в сфере ЖКХ интересуют три вещи: платить как можно меньше, получать как можно больше и чтоб было куда жаловаться. Больше ничего. Эту мысль высказала недавно председатель ассоциации ЖСК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова. Она права: зачем нам что-то еще? Вот только без нашего пристального внимания коммунальщики наглеют не по дням, а по часам.

Однако в случаях, когда информация доступна, картина действительно получается любопытная. Ну, например, в доме по Богатырскому проспекту, 3/1, за год соберут с жителей 10,2 миллиона рублей (дом примерно в 300 квартир). Из них на текущий ремонт (около трех десятков видов работ) запланировано потратить всю собранную по этой строке сумму — 910 тысяч. В прошлом году на эти цели дом собрал немногим меньше — но потрачено на него было чуть больше трети. Куда делось остальное — неизвестно. Вскрылось же это только сейчас, когда ЖКС обязали вести подомовую отчетность в Сети. Следовательно, велика вероятность, что теперь в этот дом будут вкладываться все средства, которые сдают жители. Ведь они получили возможность все проверять. Да еще и почти в режиме онлайн. Впрочем, у жилищников наверняка будет своя «отмазка»: долг по квартплате в этом доме перевалил за миллион. 

Увы, на большинстве сайтов, доступных со страничек администраций районов, таких подробностей не сыскать. Дают общие сведения: например, выполнено ремонтных работ в 345 домах на сумму в 101 миллион. Где в этих миллионах наши копейки, потрачены ли они именно на наш дом — бог ведает.

О чем нам должны сообщать

Стандарт определил лишь шесть позиций, сведения по которым жилищники обязаны раскрыть любому желающему. Но все они — самые важные. Так, нам обязаны дать общую информацию об УК: число и полный перечень домов в обслуживании (в Петербурге оно доходит до 600 на один ЖКС — откуда ж качество!), годовая бухгалтерская отчетность — включая баланс и приложения, сведения о доходах, полученных за оказание услуг… Один знакомый главбух, на котором я протестировала эти требования, заявил: да я лучше удавлюсь или штрафы буду каждый месяц платить, чем давать такие цифры первому попавшемуся! 

А в п. 2 Стандарта определено, что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц (независимо от цели ее получения).Среди сведений об услугах — помимо стоимости каждой — нам должны рассказать о планах на год по каждому дому, о выполнении прошлогодних планов, дать сведения о соответствии качества услуг госстандартам, все данные о заключенных для дома договорах, перечне мероприятий по снижению расходов на тепло…

В общем, максимум информации, позволяющей понять: жулики нас обслуживают, просто лентяи или действительно добросовестные работники. 

Удобно всем

Причин, по которым постановление подвергается обструкции, много. Но главная одна: это выгодно абсолютно всем, кроме рядовых жителей и собственников квартир. Недаром до сих пор — хотя с момента публикации прошло восемь месяцев — наши власти не удосужились подготовить свои, городские нормативные документы, которые расписывали бы, кто, где и как обязан размещать информацию. Сводных данных по всем УК и ТСЖ города с указанием их сайтов не существует. Мы попытались получить по этому вопросу комментарии в жилищном комитете. Но, увы, пока в ответ — молчание. 

А что, очень удобно. Ведь благодаря этому бесконтрольно распоряжаться жилищно-коммунальными сборами вправе не только откровенные жулики, но и… сами власти. Во всяком случае именно так они действовали минувшей зимой, заставляя тратить на уборку снега и льда средства, предназначенные на текущий ремонт труб, подвалов, парадных…

Однако самое неприятное, что добиться правды о своем доме, своем УК — почти невозможно, если только жилищники добровольно не раскроют всю свою подноготную. 

Обратить на это внимание нас заставили звонки читателей, которые пытались разыскать официальные документы, связанные с 13-й квитанцией. Так вот, на сайте жилищного комитета, где должны быть сосредоточены все имеющиеся в «его» сфере нормативные акты, царит приятная неразбериха. Ну, например, распоряжений губернатора размещено 15 штук начиная с 1994 года. Но позже 2006-го нет ни одного. Интересно, неужели руководство города не написало ни единого за пять последних лет? Постановлений правительства СПб размещено 34. Последнее датировано 2009-м — равно как и законы Петербурга на эту тему. Постановлений правительства РФ имеется 15, последнее — за 2008 год. Законы РФ в сфере ЖКХ после 2007 года, судя по сайту жилищного комитета, не появлялись — хотя у всех на слуху закон об энергосбережении, вступивший в силу совсем недавно.

При этом нормативные акты зачастую расположены хаотично, не сгруппированы ни по темам, ни по датам, контекстного поиска нет, заранее понять, о чем идет речь в постановлении номер такой-то, — очень трудно.

Вот и получается: призывы к сознательности горожан в сфере ЖКХ — не более чем фикция. Ведь если эта сознательность вдруг действительно проявится — а основана она может быть только на достоверной информации, — многим мало не покажется.

 

Марина ГЛЕБОВА, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх