Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

«Железнодорожных» пенсионеров лишили льгот

На их мед-обслуживание в ведомственной клинике денег нет

Часто бывает так: человек обращается за помощью в редакцию вроде бы по частному делу, но стоит копнуть поглубже — и выясняется, что дело это — часть большой и серьезной общегородской проблемы. Так произошло и с обращением Ларисы Эдуардовны Миловой, которая позвонила в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы» и рассказала о том, что ее и других пенсионеров по сути выгнали из ведомственной железнодорожной поликлиники, где они лечились много лет.

Прежде чем подробнее рассказать об этой истории, напомним, что городские государственные поликлиники — это одно из самых узких мест нашей медицины. Они постоянно испытывают дефицит кадров из-за невысоких зарплат и перегруженности врачей, поэтому сегодня весьма проблематичным представляется исполнение недавно принятого Закона «О медицинском страховании», который предполагает свободный выбор пациентом участкового врача и поликлиники. Дело в том, что, прежде чем перейти в другую поликлинику и к другому врачу, надо заручиться их согласием. А какой врач возьмет на себя дополнительную нагрузку, если и так еле-еле справляется с тем наплывом пациентов, которые прописаны на подведомственном участке? Таким образом, закон, так лихо прописанный на бумаге, практически неосуществим в жизни.

Нельзя сказать, что власти не ищут возможностей для привлечения специалистов в поликлиники и решения кадровых проблем. Во Фрунзенском районе, например, в последнее время этот вопрос пытаются решать с помощью районной программы по предоставлению служебного жилья врачам на правах коммерческого найма. Однако жилищным вопросом не исчерпываются все трудности, которые стоят сегодня перед лечебными учреждениями. Но вот что странно: в то время как в одних поликлиниках не протолкнуться, в городе есть и другие, которые чуть ли не пустуют. Впрочем — обо всем по порядку.


«Вы к нам больше не приписаны»
Лариса Эдуардовна Милова больше двадцати лет отработала на железной дороге. Была проводником международных поездов. Большую часть жизни проводила в командировках — в Польшу, в Болгарию ездила.

— Тогда мы были нужны, — рассказывает она, — тогда за нас на дороге держались, меня даже включили в Фонд почета. Существует такая организация, в Москве находится. Оттуда мне раз в два месяца присылают по триста рублей к пенсии, как заслуженному человеку.

На пенсию Лариса Милова вышла десять лет назад. Получает чуть больше восьми тысяч рублей. На такие деньги не разгуляешься, а тут еще один «сюрприз» преподнесло родное железнодорожное ведомство.

— Когда мы уходили на пенсию, в коллективном договоре ОАО «РЖД» был пункт о том, что сотрудники всех железнодорожных подразделений пожизненно обслуживаются в ведомственной поликлинике, — продолжает Лариса Эдуардовна. — Это очень хорошая поликлиника, там самое современное оборудование, отличные специалисты. И добираться мне до нее легко — всего две остановки. До 2010 года все пенсионеры — бывшие железнодорожники обслуживались там, а два года назад нам вдруг сказали: больше вы к нам не приписаны, до свидания.

Как выяснилось, именно два года назад одно из подразделений Октябрьской железной дороги — вагонная часть депо № 10, где раньше работала Милова, — было преобразовано в ОАО «Федеральная пассажирская компания», то есть стало самостоятельной, дочерней структурой ОАО «РЖД».

В профкоме новой структуры пояснили, что все пенсионеры, которые стояли на учете в вагонной части депо № 10, автоматически были переведены на учет в новое предприятие, в котором также существует свой коллективный договор. Однако в нем, в том пункте, где говорится о пожизненном медицинском обслуживании сотрудников в ведомственной поликлинике, сделана приписка: «при наличии финансовых средств».

 

Городские районные поликлиники переполнены, а участковые врачи, особенно в период эпидемий гриппа, просто не в состоянии принять и посетить всех заболевших..

Поликлиника стоит полупустая…
— У нас в организации несколько тысяч пенсионеров, а денег на то, чтобы за них заплатить поликлинике, нет, — сообщила председатель профкома вагонного участка С.-Петербург-Витебский Наталья Боброва. — Правда, недавно мы написали письмо главврачу поликлиники, и теперь они взяли на обслуживание некоторые категории наших пенсионеров: ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, почетных железнодорожников. Что касается остальных, то с ними пока вопрос не решен…

 

— Поликлиника РЖД сейчас — полупустая, нет никаких очередей ни к специалистам, ни на процедуры, — рассказывает Лариса Эдуардовна. — в то же время в районной поликлинике к специалистам всегда очереди, а участковый врач толком с тобой и поговорить не может — вечно спешит.

...Здесь стоит напомнить, что городские районные поликлиники переполнены. По свидетельству самих врачей, восьмичасового рабочего дня, особенно в период эпидемий гриппа, участковым не хватает. Четыре часа они работают на приеме, причем по норме на каждого больного полагается 12 минут. За это время невозможно нормально осмотреть пациента, заполнить всю документацию, выписать направления, рецепты. Еще четыре часа полагается на обслуживание вызовов на дом. Обойти всех больных за это время врач не успевает практически никогда, так что его рабочий день постоянно затягивается. К тому же во многих районных поликлиниках устаревшее диагностическое оборудование, не хватает лаборантов и специалистов узкого профиля. Словом, получить в такой поликлинике квалифицированную медицинскую помощь весьма проблематично. И это известно всем. А теперь представьте, что тысячи новых пожилых пациентов перешли из вполне благополучной ведомственной клиники РЖД в районные поликлиники. Тогда становится понятно, почему на первый взгляд частная проблема вырастает в общегородскую.


Лучше не доводить дело до суда
Важна и моральная сторона дела. Люди проработали на железной дороге по двадцать, тридцать, а то и сорок лет, вышли на пенсию, а потом их перевели на учет в какое-то новое предприятие и лишили льгот, которыми с успехом продолжают пользоваться их коллеги — пенсионеры из других подразделений, которым посчастливилось остаться на учете в ОАО «РЖД». Разве это справедливо?

— Нет, несправедливо, — соглашается главный правовой инспектор дорпрофжела на Октябрьской железной дороге Сергей Доня. — ОАО «Федеральная пассажирская компания» входит в холдинг ОАО «РЖД», поэтому ее коллективный договор в принципе такой же, как и в головной компании, однако незначительные изменения в него она вносить может, юридически это разрешается. Сейчас мы обратились в ОАО «РЖД» с настоятельной просьбой, чтобы пункт о том, что обслуживание пенсионеров в поликлинике зависит от наличия финансовых средств, был откорректирован в договоре дочерней компании. В принципе мы имеем право настаивать, так как РЖД владеет более чем 40 процентами акций в «Федеральной пассажирской компании».

Вот так из-за «незначительного» изменения в документе лишились льгот несколько тысяч пожилых людей. Теперь они, объединившись, пошли искать правды в разных инстанциях. И в первую очередь обратились в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы». Здесь юрист разъяснил им порядок обращения в суд. Правда, перед этим пенсионеры сходят еще в Управление Октябрьской железной дороги. Они надеются, что вопрос удастся решить в пределах холдинга и не будет надобности обращаться в судебные инстанции.
Cветлана ЯКОВЛЕВА
Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх