Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Жемчужины Павловска укрывают от взоров «мирного населения»

Возрожденный после войны музей-заповедник вновь нуждается в помощи

Два заметных события произошли в Павловске за последний месяц — здесь отметили столетие со дня рождения легендарного музейщика Анатолия Кучумова и устроили выездное заседание совета по сохранению культурного наследия при городском правительстве. Эти два события объединила одна тема — тревоги за музей-заповедник и поиска путей его охраны и поддержания.

Все, что осталось от творения Камерона — Краснодолинного павильона.


Мандат на спасение

9 июня прошла панихида на Павловском кладбище, где похоронены и послевоенный директор Павловска Анна Ивановна Зеленова, и главный хранитель Анатолий Михайлович Кучумов. Именно Зеленова и Кучумов — спасители Павловска, вдохновители восстановительных работ после Великой Отечественной, в том числе и по восстановлению интерьеров.

Анатолий Кучумов был человеком энциклопедических знаний, обладавшим феноменальной памятью, знатоком музеев пригородов Ленинграда, и не только. Он принимал деятельное участие в эвакуации экспонатов пригородных дворцов, сопровождал партию экспонатов в качестве ответственного хранителя в Горький, а потом в Новосибирск и в 1942 году стал директором хранилища ленинградских дворцов в Новосибирске, которое расположилось в оперном театре города.

Ныне в Павловском дворце развернута выставка памяти Кучумова — фотографии разных лет, уникальные документы военной поры, те самые мандаты времени послевоенного, свидетельствующие о полномочиях главного хранителя  по поиску ценностей на освобожденных территориях.

Фрагмент «Памятника родителям» — творения Мартоса. Его больше нельзя оставлять на открытом воздухе.

Кучумов — единственный из музейных специалистов — еще в 1944 году получил ответственное задание и необходимые мандаты от советского правительства отправиться в служебную поездку по только что освобожденным от фашистов территориям России, Прибалтики и Восточной Пруссии для поиска украденных из советских дворцов и музеев ценностей. Его командировки продолжались более года. Анатолию Михайловичу удалось вернуть в СССР около 15 тысяч экспонатов — не только из пригородных ленинградских музеев, но, например, 30 ящиков артефактов археологического музея Керчи. Благодаря Кучумову в СССР вернулись иконостас и убранство Софий-ского собора в Новгороде, сокровища из Пскова, Днепропетровска.

«Он мог идти по улице освобожденного города и увидеть в проеме окна здания советской комендатуры музейные часы, он видел, как солдат чистит картошку, которую берет из ящика для дров XVIII столетия, вывезенного из пригородного музея, он мог углядеть в элеваторе, заваленном зерном, ножку кресла из Греческого зала Большого дворца в Царском Селе», — рассказывают о Кучумове ученый секретарь музея в Павловске Людмила Коваль и заместитель директора по учету и хранению Алексей Гузанов. 

«В Павловский дворец Кучумов вернул не только более четырехсот предметов, но обнаружил однажды перевязанные бечевкой книги — это оказались книги из библиотеки Росси, из собрания императрицы Марии Федоровны, — вспоминает Людмила Валентиновна. — Еще одной ценной находкой стали ящики с дореволюционными негативами, которые не успели эвакуировать. Это была колоссальная ценность, которая помогла в восстановлении дворца».

«Мы с вами сейчас стоим в Павловском дворце, который первым после войны открыл свои двери. И те, кто пришел тогда сюда, увидели, что последствия страшной войны можно преодолеть и русская культура не погибла. А ведь раздавались голоса, что все уничтожено и восстановлению и воссозданию не подлежит, утраченное не вернется никогда. И ныне те миллионы людей, которые приезжают в Павловск, Петергоф, Царское Село, Гатчину и говорят с восхищением о русской культуре, даже не знают ни в лицо, ни по имени Анатолия Михайловича Кучумова, но во многом это сделал именно он», — говорит президент Государственного музея-заповедника «Петергоф» Вадим Знаменов.

Анатолий  Михайлович прожил долгую жизнь, в 1986 году ему была присуждена Ленинская премия СССР, в годы перестройки он стал почетным гражданином Павловска. Вскоре здесь появится улица его имени.

Пиль-башня. Росписи Гонзаго искалечены.

Цена вопроса — 600 миллионов

Павловск и ныне нуждается в бережной защите и в деньгах, потому что иначе памятники, которые восстановили после войны, будут продолжать разрушаться — и не столько от времени, сколько от вандалов. Новый директор музея-заповедника «Павловск», экс-глава КГИОП Вера Дементьева пригласила хорошо знакомых ей специалистов — членов совета по сохранению культурного наследия на выездное заседание в Павловский парк. 

Отправились автомобильной кавалькадой по узким дорожкам, останавливались, шли пешком — парк огромный, до некоторых объектов так просто не добраться. Например, вокруг Краснодолинного (Елизаветинского) павильона, некогда сохранявшего росписи Пьетро Гонзаго, даже санитарных рубок не проводят. Чтобы не привлекать внимание вандалов. Павильон пострадал во время войны, а потом подключилось «мирное население» — по кирпичику растаскивали, от росписей нет следа. «Позорище», — вырвалось у главы КГИОП Александра Макарова, когда он увидел, во что превращено творение Чарлза Камерона. 

Знаменитая Пиль-башня с росписями Пьетро Гонзаго поверх творения гениального художника «расписана» автографами хулиганов. Кентавры на мосту, по выражению Дементьевой, «обезножены и обезручены». Мраморное творение Мартоса — «Памятник родителям» — закрыт антивандальной решеткой, но скульптура мирового уровня подвергается атмосферному воздействию и портится, а значит, необходимо решать вопрос о ее переносе в помещение и замене копией.

В парке пять платных входов, но есть и 800-метровое пространство, где нет никаких ограничений для входа. Нет денег на надлежащую охрану и установку видеонаблюдения по периметру парка и у всех значимых объектов. По словам Веры Дементьевой, коллективом музея-заповедника уже подготовлена программа реставрации на три ближайших года — с 2013 по 2015-й, цена которой — 600 млн. рублей. Сейчас же из бюджета комитета по культуре Смольного музею выделяется 94 млн. в год, столько же зарабатывает музей самостоятельно, на парк из бюджетных средств идет около 58 млн. рублей, а необходимо примерно в два раза больше. 

«Необходимо выработать концепцию реставрации Павловского парка, представить ее губернатору Петербурга с просьбой о ходатайстве перед руководством страны о выделении средств на эти цели», — резюмировал глава КГИОП итоги выездного заседания совета. Так что остается ждать примерно месяца два — чтобы документ был представлен в Смольный.

Фото автора
↑ Наверх