Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Жестокий роман

В «Приюте комедианта» — одна из самых ожидаемых премьер сезона

В «Приюте комедианта» — одна из самых ожидаемых премьер сезона. Молодой режиссер Дмитрий Волкострелов выпускает спектакль по пьесе ярчайшего немецкого драматурга второй половины XX века Хайнера Мюллера «Любовная история» — 29 и 30 марта. Несмотря на название, ничего похожего на мелодраму публике ждать не стоит.

Алена Старостина в спектакле «Любовная история»


Хайнер Мюллер прославился прежде всего радикальным прочтением античных и шекспировских сюжетов («Гамлет-машина», «Медея. Материал»). Это драматургия, которую принято называть остросоциальной. В стиле Мюллера — провокация, акционизм, максимальная жесткость и бескомпромиссность в объявлении своей гражданской позиции. Не зря в конце жизни (умер в 1995 году) он возглавил брехтовский театр «Берлинер ансамбль», где работал как режиссер. В свое время в Москву, на «Золотую маску», приезжал его последний спектакль, одно из самых значительных и мощных театральных высказываний — «Карьера Артуро Уи» по пьесе Брехта, где исполнитель роли Уи, выдающийся немецкий актер Мартин Вуттке, сыграл героя в портретном гриме Гитлера, раскрыв с максимальной подробностью все детали и механизмы манипуляции общественным сознанием.

Пьеса «Любовная история», на первый взгляд, стоит особняком, ибо в ней вроде бы рассказывается частная история юноши и девушки, студента университета, увлеченного темой гендерного равноправия, и работницы фабрики. Любовная лодка спотыкается о весьма банальное обстоятельство — беременность героини. И вот тут вся романтика заканчивается, а начинается практически социальный памфлет ровно о том самом убийственно-имморальном маскулинном мире, о котором писал, скажем, Толстой в «Крейцеровой сонате». Текст Мюллера неудобен, неблагозвучен, агрессивен и нацелен на то, чтобы вышибить зрителя из состояния уютной расслабленности, нарушить его душевное равновесие, заставить думать и решать проблемы хотя бы на уровне собственной частной жизни.

Эстетическая позиция режиссера Дмитрия Волкострелова внешне выглядит гораздо менее агрессивной, его спектакли по большей части идут с «приглушенным звуком», на подчеркнуто пониженном эмоциональном градусе. При этом брехтовский прием остранения работает в них практически без сбоев. Обращение не к чувствам, а к разуму, анализ сегодняшнего сознания, атакуемого лавинными потоками информации, создание образа герметичного индивида, пытающегося сохранить минимальный комфорт в «открытом океане», — те темы, для которых Волкострелов с успехом ищет новый театральный язык со своей постоянной командой, именуемой «Театр Post».

«Меня завораживают тексты и авторы, которых непросто поставить, — утверждает Волкострелов, и это не кокетство. — Мюллер как раз такой. Он задает очень высокую планку, а мне интересно работать с препятствиями. Спектакль будет в том числе и о равноправии полов. Мне кажется, это очень важная тема, и сегодня не теряющая своей актуальности. Вроде бы столько завоеваний в этой области… на самом же деле ничего подобного».

В спектакле заняты отличные актеры: Алена Старостина, Илья Дель, Алена Бондарчук, Иван Николаев. Художник — феноменально изобретательная Ксения Перетрухина, лауреат прошлогодней «Золотой маски».

Фото Виктора Васильева
↑ Наверх