«Злая собака зарыта в 354-м постановлении»
Прошедшая в редакции «Вечернего Петербурга» горячая линия на тему «ЖКХ: цифры в квитанциях» вызвала шквал звонков от возмущенных горожан
Отдуваться за всю систему жилищно-коммунального хозяйства города к нам пришла начальник планово-экономического отдела жилищного комитета администрации Петербурга Наталья Марковна Летенко (на фото).
Как все мы знаем, с 1 сентября 2012 года вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг, согласно которым теперь плата за коммунальные ресурсы разделена на две графы: индивидуальное внутриквартирное и общедомовое потребление. Второе нововведение: с 1 сентября установлены новые нормативы потребления на все коммунальные услуги в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета.
С октября в редакцию начали звонить читатели, которые недоумевали, откуда в счетах за жилищно-коммунальные услуги появляются запредельные суммы.
Все вопросы были переданы нашей гостье, и в ближайшее время ответы на них будут получены и опубликованы в газете. Надо сказать, что даже формат горячей линии невольно изменился: вместо ответов на вопросы у нас получилась дискуссия, в ходе которой наши читатели высказывали и свои соображения по данной проблеме, весьма зрелые, между прочим.
Сегодня публикуем первую часть.
Управляющая компания ни в чем не заинтересована, и никто ее не контролирует
Считаю, что в квитанциях — большие приписки на расход горячей воды на общедомовые нужды. Я живу один, по счетчику у меня расход на индивидуальные нужды — мытье посуды и прочее — два кубометра, а на общественные нужды написали 7 кубометров. И соответственно водоотведение: тоже огромная цифра — до 10 кубометров! Я, к сожалению, не читал постановление номер 354, но думаю, что злая собака в нем зарыта…
— У вас дом оборудован прибором учета расхода горячей воды?
— Оборудован.
— Тогда расход по дому большой, потому что есть граждане, которые проживают в квартирах, пользуются водой, но не оплачивают услуги. Общедомовые нужды — это разница между показанием общедомового прибора учета и индивидуального прибора, поэтому чем больше в доме неофициально проживающих, тем больше вы будете платить. Не видя ваших счетов, трудно анализировать. Может быть другая причина — если площадь общего имущества дома (расчет производится в соответствии с площадями дома) большая, составляет более 15% от общей площади дома. Соответственно, будет и большой расход. Вы правильно говорите: алгоритм расчетов квартплаты заложен в 354-м постановлении.
— Получается, что те, у кого нет индивидуальных приборов, платят по среднему, и у них получается намного меньше. А у кого есть счетчики в квартирах, обязаны нести лишние расходы за тех, кто не прописан! И управляющие компании могут приписывать столько, сколько хотят. Если бы перерасход воды оплачивала управляющая компания наравне с жителями, она бы следила за всем, что в доме происходит: и площади бы откорректировала, и искала бы лишних, непрописанных людей…
— Вы правы, заинтересованности управляющих компаний нет. В этом постановлении правительства не оговорены методы контроля за УК. Однако контроль за правильностью снятия показаний приборов учета возложен на Государственную жилищную инспекцию. Туда может обратиться каждый. Кроме того, собственники могут потребовать у управляющей организации журнал снятия показаний приборов учета — он должен быть в каждой УК. Какая организация обслуживает ваш дом?
— ГУП РЭП «Строитель». Я человек неходячий, на костылях. Если бы я мог дойти до бухгалтерии, пошел бы разбираться…
— Вам счета выставляет ВЦКП, и ошибок там не должно быть: такой порядок расчетов заложен в постановлении правительства.
— Значит, надо менять постановление! Если человек недоволен суммой в квитанции, считает ее неправильной, куда он должен обратиться, чтобы проверили эти счета?
— Если счета ВЦКП выставляет, то мы их можем проверить. Но вначале надо обратиться в управляющую организацию, потому что вся информация в ВЦКП поступает оттуда. Мы можем проверить только с точки зрения применения алгоритма расчетов — правильности применения формул: нет ли системных ошибок. А правильно ли сняты показания, правильно ли указаны площади — это можно узнать только в УК. Лучше прийти туда лично. Конечно, можно позвонить и по телефону, но, насколько я знаю, в бухгалтериях сейчас шквал звонков. У нас, в жилищном управлении, — то же самое, я ухожу с работы не раньше девяти вечера.
Если вы проверили и начисления верны, но превышение квартплаты по сравнению с предыдущим месяцем составляет 30% и более, то УК обязана предоставлять рассрочку по квартплате, и, насколько я знаю, эта рассрочка может быть беспроцентной. Срок рассрочки определяется исходя из финансовых возможностей потребителя.
Может, ошибка, а может, и нарушение
У меня вопрос по последней квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг за январь. Выписано на две тысячи больше. Причем за услугу «горячее водоснабжение — общедомовые нужды» взяли дважды, за «отопление — индивидуальные нужды» — дважды и «общественные нужды» — тоже дважды. Ввели графу «изменение оплаты», и в ней стоят повторные суммы. Соседям, которые ходили разбираться со своими квитанциями, сказали, что это взято якобы за октябрь. Но в октябре начали топить только с 15-го числа…
— Если в октябре у вас брали за отопление за неполный месяц, то теперь за полный месяц должны взять, так положено по нормативу. С остальным надо разбираться конкретно.
— И потом, у нас почему-то изменилась площадь общего имущества. В январе стало 963 кв. метра — на 30 метров больше, чем раньше. Откуда — непонятно...
— Это подозрительно, потому что в основном была проведена корректировка по городу в сторону уменьшения площадей. Если площадь стала больше, то соответственно счета за октябрь и ноябрь по площади все откорректированы. Если управляющая компания не дает вам устраивающих вас объяснений, вы можете обратиться в Жилищную инспекцию. Если у вас розовые счета, которые печатает ГУП ВЦКП, можете приходить в часы приема в жилищный комитет, в кабинет № 13, часы приема: вторник — с 9.00 до 11.00, четверг — с 16.00 до 18.00. Адрес: площадь Островского, 11. Можно обращаться по Интернету на сайт жилищного комитета.
Можно обращаться письменно с приложением копии счета, мы все анализируем. Не отрицаю, бывают накладки, а бывают — доначисления за предыдущие месяцы, поэтому нужно анализировать конкретно каждую квитанцию.
Цифры по приборам учета передаются в одни и те же числа месяца в ВЦКП управляющими компаниями, и в этом процессе не исключены ошибки, обусловленные человеческим фактором. При передаче цифр сотрудник запятую не там поставил, и получилось, например, не 37 кубов, а 375 кубов или, наоборот, в десять раз меньше. Мы это выявляем, и в декабре комитетом были направлены списки в прокуратуру по 723 домам. Там выявили злостные нарушения, причем систематические: непонятно, как вводились данные приборов. Ошибки по вине ВЦКП практически исключены, потому что у них отработан программный продукт и алгоритм расчетов на все случаи жизни, можно сказать, которые предусмотрены постановлением правительства. Поэтому от того, насколько правильно УК введет площади, правильно введет расход по показаниям приборов учета, зависит и плата. Вот вы нам сказали, что увеличилась площадь общедомового имущества, то есть они включили какую-то новую площадь, которая раньше, видимо, не числилась. На каком основании, почему — надо выяснять. Может быть, там ошибка, а может, и нарушение.
«Это вы правильно сказали про темный лес»
Живу в Московском районе, на улице Ленсовета, в старой пятиэтажке-хрущевке. У нас на лестничных площадках вообще нет батарей, единственная маленькая батарейка стоит возле околоподвальной лестницы — 50 на 50 см, а за услугу «отопление — общедомовые нужды» берут по полной. У меня площадь квартиры почти 50 кв. метров. Берут 160 руб., у кого площадь побольше, значит, еще больше. У нас дом ЖСК. Мы на предыдущем правлении воспротивились, сказали, чтобы с нас не брали за отопление дома. Получаем январские квитанции, а там опять выставлена плата за эту услугу. Я подсчитала: получается — с дома ежемесячно берут 21 000 рублей…
— Я поняла ваш вопрос. Здесь большую роль играет наличие общедомового прибора учета.
— У нас есть общедомовые приборы на все услуги. Я говорю: отключите эту батарею, она вообще ничего не дает, она стоит в сенях и ничего не обогревает…
— Когда стоит общедомовой прибор учета, то теплоснабжающая организация предъявляет УК или ЖСК плату в соответствии с показаниями прибора учета. Больше, чем показал прибор учета, начислено гражданам быть не может. Вы можете потребовать журнал контроля показаний приборов учета и сами проверить, как эти показания снимаются и нет ли ошибок в записях.
— Мы потребовали объяснений, но председатель ЖСК не показывает журнал. В общем — темный лес…
— Это вы правильно сказали про темный лес. Потому что в 354-м постановлении есть такой пункт, где написано как раз о прозрачности платежей и расчетов и о том, что УК обязаны предоставлять полностью всю информацию, касающуюся потребления услуг, показаний приборов, порядка расчетов квартплаты и журнал записи показаний приборов учета. Ваш председатель не работает с населением, не раскрывает информацию. Я знаю хороших председателей ЖСК, которые постоянно информируют граждан: плакаты на лестничной клетке вывешивают под стеклом с алгоритмом расчетов…
— Что касается этого постановления, то жильцы нашего дома не согласны со многими пунктами…
— Жилищный комитет подготовил доклад о всех проблемах, с которыми столкнулись мы при реализации 354-го постановления, и представил его в Министерство регионального развития. Есть возможность, чтобы нас услышали и учли наш опыт, потому что Петербург в числе немногих регионов пошел впереди всех при внедрении новых правил и расчетов. Надеемся, что недочеты будут откорректированы.
Мусор накапливают люди, а не квадратные метры
Я не согласна с квартплатой, которую мне начисляют. Я стараюсь экономить расход и горячей, и холодной воды, которую использую на индивидуальные нужды. А мне начисляют огромные суммы за общедомовые нужды…
— Вы можете сказать, насколько у вас плата увеличилась?
— На две тысячи. Мне уже третий месяц прибавляют. Первый раз прибавили пятьсот рублей, во второй — тысячу, а в третий — в два раза больше. Я к ним обращалась, они говорят: сколько нам предъявляют ресурсоснабжающие организации, столько мы и распределяем…
— Я могу сказать, что у всех больной вопрос — это в основном плата за отопление. Если есть общедомовой прибор учета на отопление, то УК больше, чем показал прибор учета, вам не начислят. Но есть случаи, и они подтверждены, что некоторые УК ни в октябре, ни в ноябре не выставляли счета за отопление и сейчас, на основании фактических счетов теплоснабжающих организаций, выставили сразу за два месяца. То есть за те месяцы, когда плата за отопление не выставлялась. Кроме того, мы анализировали ситуацию с комитетом по энергетике, они однозначно говорят: в зимние месяцы плата за отопление, естественно, будет повышаться из-за того, что теплоотпуск в январе и феврале больше, чем в октябре и ноябре.
Почему все виды платежей начисляются исходя из метража квартиры? Даже уборка земельного участка и уборка мусора! Планируется ли это изменить?
— К сожалению, у нас тоже много вопросов по этому поводу. Например, по поводу вывоза мусора. Мы эту претензию поддерживаем и обращение писали в Минрегионразвития о том, что целесообразно вывести вывоз мусора из понятия общего имущества дома, потому что накапливают мусор люди, а не квадратные метры. Но ведомство нам ответило, что все правильно, в соответствии с 491-м постановлением, менять ничего не надо.
У меня такой вопрос. Водоотведение индивидуальное: оно определяется как сумма потребленной холодной и горячей воды. Поскольку я работала в ГУП «ТЭК» и была начальником службы, я прекрасно знаю, что ГУП «ТЭК» всю жизнь оплачиваю и оплачивает водопотребление и водоотведение в одном флаконе, как говорится, так как в стоимость удельной единицы расхода воды входит и стоимость водоотведения. Поэтому получается, что за отведение с нас берут два раза!
— Вопрос относится к компетенции комитета по тарифам, но, насколько я понимаю, в стоимость горячей воды входит и стоимость тепловой энергии на подогрев воды для предоставления населению. Тарифы на водоотведение — это отдельный вид коммунальных услуг, оно выделено в отдельный вид с 2010 года. Но точнее вам ответят в комитете по тарифам.
(Продолжение следует).
Между тем: Управляющие компании должны отвечать рублем за перерасход ресурсов. В законодательство предлагается внести изменения.
Пора вносить изменения в жилищное законодательство — об этом заявили участники совещания, прошедшего на днях в Минрегионразвития.
— В первую очередь необходимо принять меры, которые будут мотивировать исполнителей коммунальных услуг к добросовестной работе, — отметил в своем выступлении исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис. — Требуется изменение порядка привлечения к ответственности за предоставление услуг ненадлежащего качества. Так, при нарушении качества услуги управляющая компания должна выплатить денежную компенсацию именно потребителю, а не платить штраф в бюджет. При неправильном расчете платы за ЖКУ помимо перерасчета также предлагается выплачивать потребителю компенсацию в значительном размере от неправильного платежа. Кроме того, необходимо упростить процедуру фиксации факта нарушения.
Вместе с тем, для того чтобы управляющая компания работала эффективно, ее деятельность должна быть экономически мотивирована. Для этого предлагается вводить дифференцированный тариф: для потребителей и для исполнителей коммунальных услуг. Благодаря введению этой меры управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, будет получать сбытовую надбавку, которая позволит компенсировать затраты на сбыт коммунальных ресурсов.
Куда обращаться
— Если вы не согласны с выставленными счетами, прежде всего идите в бухгалтерию вашей управляющей компании.
— Если там не получили удовлетворивших вас разъяснений, обращайтесь в Государственную жилищную инспекцию по адресу: наб. канала Грибоедова, 88 — 90. Часы приема: понедельник — четверг с 9.00 до 18.00, пятница — с 9.00 до 17.00. Обед: 13.00 — 13.48. Телефон 576-07-01. Факс 576-07-02.
— Если вы получаете розовые квитанции и не удовлетворены разъяснениями в бухгалтерии УК, для проверки правильности начислений следует обратиться в жилищный комитет по адресу: площадь Островского, 11, кабинет № 13, часы приема: вторник — с 9.00 до 11.00, четверг — с 16.00 до 18.00.
Продолжение читайте в номере за 6 февраля.
Запись горячей линии в редакции Вечернего Петербурга
Метки: Горячая линия Из первых рук «Жилкомхоз» Видео
Важно: Правила перепоста материалов