Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Жилую застройку пора ставить в рамки

Новый главный архитектор Олег Рыбин не хочет, чтобы Петербург превращался в «банковскую ячейку хранения денег в объектах недвижимости»

 

Олег Рыбин, новый глава КГА и главный архитектор города, назначенный на эти должности в апреле, впервые встретился с журналистами и высказался по болевым точкам градостроительства в Петербурге.

Фото: Александра Николаева


Безудержная застройка жильем областных территорий за КАДом, которую уже печально окрестили «Братством кольца», вероятно, одна из самых больших угроз Петербургу. Новый главный архитектор приводит пример Лондона, вокруг которого — 50-километровая «охранная зона»: только то, что было построено в былые века, плюс леса. Антитеза такому подходу — ужасы московской агломерации: столица, слившаяся с 70 городами. Это миллионы и миллионы людей, ежедневно выезжающих на работу в Москву. Северная столица развивается сейчас по примеру Первопрестольной, и с этим надо что-то делать, иначе и мы придем к транспортному параличу из-за центростремительной ежедневной миграции.

По мнению Олега Рыбина, следовало бы запретить высотное жилищное строительство минимум в 10-километровой зоне вокруг Петербурга. Идеал — разрешить возводить дома не более трех этажей. Город уже делал попытки договориться с областью хотя бы на девятиэтажки. Но влиять на область город не вправе. Исправить ситуацию может новое законодательство. Осенью в Госдуму будет внесен законопроект о совместной разработке градостроительных схем для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Законопроект вводит в Градостроительный кодекс понятие агломерации. Решения о развитии территорий должны стать совместными у города и области. Также предлагаются изменения в Градостроительный кодекс по регулированию высотности на границе Петербурга и Ленобласти — чтобы в поясе 10 км от городской черты, на бывших сельхозземлях не возводились 25-этажные дома.

— Это будет очень сильное политическое решение. Не знаю, как отнесутся к нему депутаты Госдумы, — сказал Олег Рыбин. 

Фото: Натальи Чайки

52-летний Олег Рыбин родом из Северодвинска, профессиональный архитектор (предыдущий председатель КГА Юлия Киселева была юристом в сфере землепользования). Был главным архитектором Нижегородской области, затем зампредом Москомархитектуры. Олег Васильевич выступает за то, чтобы значимые проекты утверждались Градостроительным советом («чтобы мы видели объект до начала строительства, а не когда с него снимут леса»). Он — за архитектурные конкурсы для значимых (либо больших) территорий. От него журналисты услышали новый термин — строительные браконьеры. Что это такое — понятно, но в Петербурге термин не применялся. Обычно у нас говорили о бедных строителях, что-то сделавших самовольно исключительно из-за сложностей в прохождении административных барьеров. 

Олег Рыбин не отрицал, что еще только входит в курс дела. Сообщил, что переговоры о его назначении велись с полгода. Что его самого смущало то обстоятельство, что он не из Петербурга («ведь главный архитектор должен город знать»). Одним из первых шагов нового главного архитектора будет восстановление в городе должности главного художника. Эту должность выдавили из многих городов, а кое-где и упразднили комитеты по архитектуре — потому как главные архитекторы повсюду на ролях главных врагов стройиндустрии. Главный художник займется проблемами малых архитектурных форм, колористики фасадов, наружной рекламы.

«Вечерний Петербург» поинтересовался мнением Олега Рыбина о затеянной в Петербурге реновации хрущевок — так называемом развитии застроенных территорий — при которой намереваются ставить «хрущевки на попа»: 25 — 28-этажные здания, уплотняя ими прежде тихие и зеленые кварталы. 

— Мы не должны повторять чужой опыт, когда на пяти этажах ставятся 25, — сказал Олег Рыбин, имея в виду Москву. — И ведь эти дома даже не заселены! Квартиры в них покупают для вложения средств. Москва превратилась в банковскую ячейку для хранения денег в объектах недвижимости.

Похоже, что стройиндустрию у нас попытаются поставить в рамки, в которых ее деятельность станет не столь разрушительной для жизни мегаполиса.

 

↑ Наверх