Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Жирафы, Фауст, балерины и Брейгель

Сегодня в Центральном парке культуры и отдыха открывается V Международный фестиваль уличных театров «Елагин парк»

За три дня (с 29 по 31 мая) перед зрителями предстанут коллективы буквально со всей Европы: из Франции, Испании, Германии, Польши, Чехии, Голландии, Австралии, Эстонии, Беларуси и, конечно, из России. 

— Фестиваль уличных театров в этом году обрел новую концепцию, — рассказывает руководитель отдела культурных программ ЦПКиО Алена Минина. — В ближайшее время мы хотели бы превратить «Елагин остров» не просто в сцену, а в творческую мастерскую, в площадку для стартапов. Хотим, чтобы у нас на фестивале появлялись новые имена, коллективы, артисты, придумывались бы новые интернациональные постановки, проходили премьеры. Мы будем развиваться дальше в этом ключе.

Но это все более долгосрочные планы. А с пятницы, сказали организаторы, можно приходить в ЦПКиО за летним настроением. И даже если погода подведет — артисты не подведут, и точно зададут жару.

— Начнется все, — рассказала Алена Минина, — с карнавального шествия, которое отправится от станции метро «Крестовский остров» в пятницу, 29 мая. Шествие проследует в парк, где затем на десяти площадках будет выступать более 30 театральных коллективов, причем, самых разнообразных. Они будут выступать каждый день с 13.30 до позднего вечера.

Среди участников, например, любопытный испанский театр с невообразимым названием «Камчатка» — по словам организаторов, «весьма рейтинговый». «Камчатка» представит восемь загадочных пришельцев с чемоданами, которые будут пытаться слиться с толпой — но их причудливое поведение не позволит им это сделать.

Из Польши приехал театр «Сцена С» — этот дуэт представит интересное интерактивное действие, в которое незаметно для себя будут вовлечены и зрители. Два друга в поисках пива устроят веселую жизнь окружающим.

А французский театр «Фай» в придачу к театрализованному шоу с огнем, полетами, акробатикой и превращениями проведет вместе с «Упсала-цирком» колоссальный многочасовой мастер-класс для молодых артистов.

— Во Франции уже на протяжении 30 лет уличный театр — один из самых популярных видов искусства, — отмечает директор Французского института в Петербурге Мишель Гранж. — По статистике, примерно 30% французских артистов участвуют в уличных представлениях. Конечно, во Франции климат позволяет заниматься этим круглый год. Не так  как в России. Но и здесь этот вид творчества получил свое развитие. Актеры «Фай» и их спектакли, погружая нас в мечты, борются с гравитацией и с серьезностью (по-французски и то, и другое будет «gravitas»). В прошлом году они уже приезжали и имели невероятный успех, люди преследовали их по всему парку.

А из Голландии к нам приехали те самые балерины и жирафы — почти настоящие, шестиметровой высоты! Их привез «Театро Павана». Директор театра Джудит Милиеф рада, что у их труппы есть возможность приезжать уже в третий раз, потому что «всем полюбились жирафы». А еще — балерины и их красивые, яркие платья. Они замечательным образом будут смотреться на сером цвете дворца постройки Карла Ивановича Росси.

— Мы — визуальный театр, мы не говорим на своих представлениях, а делаемся доступными, подходим к людям вплотную, и нас понимают во всем мире, — говорит директор. — И люди тоже подходят к нам... Нам очень импонирует русская публика, которая с энтузиазмом реагирует на все, радуется, и это невероятно поддерживает артистов. Мы уже много раз были в России, выступали в Воронеже, Красноярске, Москве, 4 — 5 раз в Петербурге — и из них 3 раза на этом фестивале.

Разумеется, на фестивале будет много и русских трупп — таких постоянных участников, например, как «Странствующие куклы господина Пэжо». Они покажут три спектакля: «Миньона», «Последний бастион» и «Декаденс». Или прославленный Инженерный театр АХЕ. Вот он участвует в фестивале впервые.

— АХЕ уже 25 лет, и нас вряд ли можно назвать уличным — мы инженерный или даже «мультидисциплинарный» театр... — комментирует директор театра Вадим Гололобов. — И спектакль «Gap Filling» («Заполнение пробелов»), который мы покажем, не совсем характерен для нас. Он возник из международного социального проекта. Нас попросили сделать в Германии проект с детьми мигрантов. Мультикультурализм и вовлечение общин мигрантов в жизнь европейского социума — это, как вы знаете, один из важнейших вопросов в Европе. Сперва это был единичный спектакль, прошедший в Гамбурге. И мы не ожидали, что он будет таким успешным. Потом нас позвали сыграть в Польше, в Щецин, потом мы еще несколько раз играли в Польше, в Германии, в Москве — и вот, благодаря этому прекрасному фестивалю, впервые покажем спектакль в Петербурге.

Речь в спектакле о том, что целое состоит всегда из многих частей, и каждая история, судьба отдельного человека, вовлечена в большую историю, в общее целое. В шести открытых контейнерах развернется эта история — цепь лирических зарисовок о взаимоотношениях женщины и мужчины от детства до старости. В зависимости от места, где мы играем, различается финальный текст. Для Елагина острова наш худрук и драматург Максим Исаев написал новый текст, связывающий спектакль с этим местом. И играть здесь будут петербургские артисты — это тоже важно.

Другой серьезный коллектив с двадцатипятилетней историей — это немецкий театр «Антагон» из Франкфурта-на-Майне. Он покажет философский спектакль «Фауст III — Цена счастья — Театр о деньгах». Как ясно из названия, зрители увидят особое прочтение трагедии Гёте — ее современное осмысление.

— С первого дня нашей идеей было вывести театр обратно на улицу, к людям, — говорит художественный руководитель немецкого театра «Антагон» Бернхард Баб. — Мы работаем в духе физического театра. Это значит, что главное у нас — движение. Двигаются декорации, двигаются акробаты и ходулисты. Правда, в некоторых моментах в спектакле мы даже пытаемся использовать русский язык.

— Почему вы решили поставить именно «Фауста»?
— То, что «Антагон» из Франкфурта-на-Майне, важно в этой истории. Ведь сам Гёте тоже родом из нашего города. Он был наследником одной из богатейших городских семей — например, в их доме был водопровод! Уникальное явление для того времени. Гёте был таким «сынком богатых родителей», но он же был гуманистом, мыслителем, философом. И его философия для нас очень важна.

Обычно мы не работаем с классикой, мы говорим об актуальных проблемах современности. Но в этом случае мы решили взять классическую трагедию Гёте, в которой, по сути, поднимаются все те же актуальные проблемы. Главный вопрос «Фауста» — моральный. За что готов человек продать свою душу?

— Кажется, вы переосмыслили его? У Гёте же речь идет о вечной молодости, а у вас, судя по названию спектакля, о деньгах...
— Да, «Фауст» — это спектакль о деньгах и о цене счастья. Видите ли, у Гёте эта история была рассказана по-своему. В сегодняшних газетах она бы выглядела примерно так: «Престарелый богатый ученый предается потреблению и вечеринкам, насилует девушку и убивает ее брата». Подобное действительно происходит — порой, богатые люди едут в Таиланд, чтобы купить там малолетних проституток. Чем это отличается от «Фауста»? Они точно так же продают душу Мефистофелю, но за деньги.

Во Франкфурте находится Европейский Центробанк. Там крутятся немыслимые деньги. При этом повсюду в финансовых учреждениях стоят памятники Гёте. Его очень любят в городе и постоянно прославляют. Премьера нашего спектакля тоже была в тени Центробанка. Мы — критический театр, мы хотели напомнить о финансовых проблемах, существующих в мире, о власти денег, о глобализации, о неоколониализме, о рабстве... Поговорить об истине, начистоту. Об этом не прочитаешь в Интернете, не посмотришь в записи, такое возможно только живьем. Вблизи. Нам очень нравится публика в России: она полна эмоций и готова с нами работать. И ради того, чтоб выступить в Петербурге, мы даже пожертвовали частью нашего замысла. В оригинале спектакль идет в полной темноте. А у вас — белые ночи. Ну что поделаешь, справимся и так. Все равно парк у вас чудесный, и мы будем рады всех поприветствовать в субботу и воскресенье.

Фото с сайта Фестиваля уличных театров «Елагин парк»
↑ Наверх