Живем дольше, платим больше
Пенсионная реформа до конца не ясна, но уже пугает
Правительство РФ представило к общественному обсуждению документ под названием «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ». Вокруг грядущих пенсионных изменений развернулись горячие споры, и на глазах возникают некие мифы — при том, что непосредственно документ остается большинству неизвестным. Мы решили восполнить этот пробел.
Что же предлагают нам изменить в пенсионной системе?
Впервые государство четко признает, что для всех граждан оно гарантирует только некий социально приемлемый пенсионный минимум
Пенсия растет, растут и отчисления
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ доступна для ознакомления на сайте Министерства труда и соцзащиты. Форма отзыва и сами тексты находятся по этому адресу.
Изменения предполагаются достаточно кардинальные. Документ рассчитан на 28 лет. Действующих пенсионеров изменения не коснутся.
Вначале речь идет, конечно, о пряниках. Авторы документа утверждают, что средний размер пенсии в РФ за минувшие годы вырос в 6,5 раза в номинальном исчислении и более чем в 2,8 раза в реальном. Сейчас он составляет 9706 рублей. Гарантированный минимум пенсии доведен до величины прожиточного минимума пенсионера (в Петербурге в 2012 году это 5009 рублей, то есть почти вдвое ниже средней пенсии). Из достижений реформы авторы стратегии указывают также валоризацию (восстановление «советских» пенсионных прав).
Сейчас средняя пенсия по старости составляет 36,8% от средней зарплаты по экономике (еще пять лет назад было 25%). Правда, это равносильно средней температуре по больнице. У малооплачиваемых граждан пенсия действительно приближается к 40% бывшего заработка. Но в регионах, где средняя зарплата много выше среднероссийской, соотношение явно хуже — а именно к таким относятся Москва и Петербург. У нас средняя зарплата в 2012 году составляет почти 32 тысячи рублей, в РФ в целом — 22 тысячи. Таким образом, «средний» петербуржец платит в Пенсионный фонд в среднем на треть больше остальных россиян, а соотношение пенсии и заработка имеет на треть хуже.
Еще более неприятная картина складывается для относительно высокооплачиваемых категорий работников. Пенсионный фонд целенаправленно занижает коэффициенты соотношения их зарплаты с расчетной, используемой при назначении пенсий. Так, насколько бы ни была ваша зарплата (и соответственно платежи в ПФ) выше средней по стране — хоть в 2, хоть в 5 раз, — коэффициент будет общий, не выше 1,2. Значит, сколько бы вы ни зарабатывали в реальности, при выходе на пенсию в зачет будет идти только заработок на 20% выше среднероссийского (в 2012 году это 26 тысяч рублей).
Разумеется, есть и другие факторы, но соотношение цифр примерно такое практически у всех, кроме северян. Неудивительно, что пенсионную систему у нас считают несправедливой, а зарплаты никак не выйдут из тени: у работников для этого пока недостаточно стимулов, а у работодателей их никогда и не было.
Никаких досрочных!
Главные усилия авторы стратегии предполагают направить на исключение наиболее негативных внутренних факторов пенсионной системы. Это в первую очередь:
- досрочные пенсии;
- уровень страховых взносов для самозанятых граждан;
- возвращение пенсии функции страхования потери заработка в связи с достижением пенсионного возраста;
- несоответствие тарифов страховых взносов и обязательств по выплате трудовой пенсии.
Кроме того, массу вопросов вызывает накопительная составляющая пенсионной системы.
Что такое трехуровневая модель
Впервые государство четко признает, что для всех граждан оно гарантирует только некий социально приемлемый пенсионный минимум. Если же кто-то в старости хочет получать больше — должен стараться для этого уже самостоятельно. Пенсионная система к 2030 году будет базироваться на трехуровневой модели:
1-й уровень — трудовая (государственная) пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов. Если их недостаточно — за счет федерального бюджета.
2-й уровень — корпоративная пенсия. Формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;
3-й уровень — частная пенсия. Формируется физическим лицом самостоятельно.
Накопления не оправдываются
Сам по себе факт необходимости пенсионной реформы объясняется финансовой неустойчивостью ПФ РФ, вызванной изъятием из текущих выплат 6% текущих пенсионных взносов, которые идут на формирование накопительной части пенсии. Изымать их авторы стратегии не предполагают — все старые права сохранятся. Но будущие взносы трансформировать все же собираются. Предложено:
— сократить «накопительные» взносы с 6% до 2%, разницу направлять в солидарную часть пенсии;
— дать работникам право выбора — оставлять эти 2% в накопительной части или в солидарной;
— поэтапно перевести накопительную часть из системы ПФР в систему добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.
Дотянуть до 40 процентов
В этих условиях цель пенсионной политики выглядит заманчивой: доведение размера пенсий до 40% средней по стране зарплаты для большинства и возможно больше 40% своей собственной зарплаты — для высокооплачиваемого меньшинства.
И вот тут, как утверждается в документе, нас подстерегает опасность. Если будет осуществлен инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели), это приведет к:
- невозможности поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне;
- росту числа пенсионеров с минимальной пенсией;
- снижению среднего размера пенсии по отношению к средней зарплате;
- снижению пенсионных прав для средне- и высокодоходных категорий граждан;
- финансовой неустойчивости пенсионных фондов (в том числе государственных).
Вывод: пенсионная реформа необходима. Чем дольше с ней тянуть, тем хуже будут ее условия для пенсионеров и общества в целом.
Взносы повысят. Но не для всех
Источник пенсий — страховые взносы. Это часть нашей зарплаты, которую мы в руках ни разу не держали. Эти суммы автоматически отбирает у нас государство, обязывая работодателей перечислять их напрямую в Пенсионный фонд. Взносы за наемных работников в 2012 — 2013 годах установлены в размере 22% от их заработка плюс 10% от годового заработка свыше 512 тысяч рублей (то есть свыше 42 тысяч рублей в месяц).
Проценты и база могут меняться, но правительство обязуется держать их на приемлемом уровне страховой нагрузки. Однако уже сейчас есть категории работников, у которых страховые взносы не покрывают будущих пенсионных обязательств.
В первую очередь это так называемые самозанятые граждане, которых в нашей экономике уже немало. К ним относятся все ИЧП, многие юристы, нотариусы, фермеры. В некоторых регионах число самозанятых достигает трети работающего населения. На данный момент их взнос в ПФР рассчитан исходя из одного МРОТа и составляет 14,3 тысячи рублей. Сравните со страховым взносом наемного работника в 112 тысяч — и разница бросается в глаза. При том, что пенсии тех и других примерно соразмерны.
Другая категория граждан, чьи пенсии не обеспечиваются взносами, — работники вредных производств (у нас их теперь называют «места с особыми условиями труда»). За тех и других фактически расплачиваются остальные пенсионеры — естественно, путем понижения их собственных пенсий.
Ситуацию предполагается изменить поэтапно. У самозанятых взносы будут увеличены к 2015 году трехкратно, и им дается право самостоятельно вносить в ПФ дополнительные суммы. Для вторых предусмотрено изменение самой системы досрочных пенсий (правда, с переходным периодом). Досрочные пенсии в итоге должны будут полностью оплачивать работодатели. Ведь именно они отвечают за неблагоприятные условия труда, компенсировать которые и призвана досрочная пенсия. Пока же, как сказано в стратегии, «издержки, которые должен нести работодатель в целях обеспечения прав на досрочную пенсию, по сути несут пенсионеры».
Для опасных и вредных производств стратегия предусматривает рост дополнительных страховых взносов по списку №1 от 4 до 9% зарплаты за три года, по списку №2 и так называемым малым спискам — от 2% до 6% зарплаты за три года. (В «списки» входит перечень профессий с условиями труда различной вредности.)
В дальнейшем тарифы будут дифференцированы исходя из будущих выплат в течение всего досрочного периода получения трудовой пенсии.
Три досрочные категории
Право на досрочную пенсию в дальнейшем будут получать три категории граждан:
— лица, имеющие «полный» специальный стаж ранее общего возраста выхода на пенсию на соответствующих видах работ;
— лица с «неполным» специальным стажем, уплатившие страховые взносы по доптарифу за недостающие до этого стажа годы;
— лица без специального стажа, работодатели которых дают им право на корпоративную пенсию («досрочную» и дополнительную — в том числе при досрочной потере профессиональной трудоспособности).
Для медиков, педагогов и творческих работников при их переходе на «эффективный контракт» будет применяться механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное изменение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
Пенсионный возраст заменят на срок пенсионных выплат
Напрямую изменять пенсионный возраст правительство, похоже, побаивается — хотя в Европе пошли именно таким путем. Вместо этого регуляция будет происходить за счет введения нового понятия — «нормативный стаж».
Правда, вводится он пока только на переходный период — до тех пор, пока не заработают все три системы пенсионного обеспечения. Предельную пенсию можно будет получить лишь при нормативном стаже в 40 лет — правда, эта цифра предусмотрена в долгосрочной перспективе. И это не стаж работы, как мы привыкли, а стаж внесения пенсионных страховых взносов. Видимо, его могут формировать даже неработающие граждане — например, родители для своих неработающих еще детей.
Если же соотнести нормативный стаж с пенсионным возрастом, получится, что мужчины должны начинать работать с белой зарплатой с 20 лет, а женщины — с 15. Но, повторяем, это для получения максимальной пенсии. Для тех, кто продолжит работать после достижения пенсионного возраста, будут разработаны льготные правила назначения пенсии.
Частные пенсии для зарабатывающих
Для граждан, чьи заработки выше среднего, предложено создать корпоративное пенсионное обеспечение. Дело это для нашей страны совершенно новое, но на Западе вполне привычное. В дальнейшем в разряд корпоративных предполагается перевести также большую часть досрочных пенсий.
Корпоративное и частное пенсионное обеспечение будут дополнительными по отношению к государственному. Обеспечиваться они будут на основании договора о корпоративной или частной пенсионной программе (пенсионном продукте) и пенсионных правил. А так как дело это в России новое, в стратегии пока предусмотрено лишь создание общих правил контроля и налоговых льгот для функционирования этой системы.
Что такое «плавающая» пенсия
Государство более не устраивает, что правила исчисления пенсий предполагают некие абсолютные цифры — пусть даже это будут проценты от среднероссийского заработка. Нам предлагают плавный переход к исчислению пенсий в зависимости от… степени наполнения Пенсионного фонда, пусть даже с учетом личного размера страховых взносов. Иначе, по мнению авторов документа, возникает «неэквивалентность пенсионных прав и обязательств».
Проще говоря, размер наших пенсий предложено варьировать в определенный период времени (месяц или год — пока непонятно) в зависимости от поступлений страховых взносов. Много взносов поступило в один год — пенсия стала больше. Мало в другой — меньше. Считается, что таким образом будет нивелироваться диспропорция, вызванная демографическими проблемами.
Дольше живешь — меньше получаешь
Еще из грядущих неприятностей — применение при расчете пенсий статистики продолжительности жизни. Например, все ваши страховые взносы в сумме составили 2,3 миллиона. Сейчас для расчета ежемесячных выплат их поделят на 228 месяцев (19 лет, которые мы предположительно проживем после выхода на пенсию) — и пенсия составит 10 тысяч с копейками даже в том случае, если вы проживете еще лет тридцать. В 2013 году делить будут уже на 252 месяца (21 год), и пенсия станет уже 9 тысяч, в дальнейшем — еще меньше (при тех же суммах страховых взносов).
Ну а начиная с 2016 года предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии исходя из статистической продолжительности жизни. В 2011 году это было 70,3 года, при этом женщины жили в среднем 76 лет, мужчины — 64,3 года (уже прогресс: пять лет назад и до 60 не доживали). Непонятно, будут ли при этом «женскую» страховку делить на 21 год и мужскую на 4,3?
С учетом всего изложенного, само по себе наступление пенсионного возраста уже не должно будет особо влиять на время выхода на пенсию и ее размер.
«На выходе» нам обещают:
- достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
- достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
- обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;
- достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.
Метки: Наши права Пенсии Пенсионеры
Важно: Правила перепоста материалов