Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Жизнь — несносна, жилье — несносимо

Что ждет Кондратьевский жилмассив — рабочий городок 1930-х годов?

— Архитектура отечественного авангарда — главный вклад России в мировой архитектурный процесс, — говорит член совета по сохранению культурного наследия, директор Санкт-Петербургского филиала НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук Борис Кириков. — Такие скромные жилмассивы, как на Кондратьевском проспекте, нередко даже более известны за рубежом, чем классические объекты Петербурга. В Берлине несколько рабочих жилмассивов имеют статус объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, как примеры выдающегося архитектурного и социального эксперимента.

Двухэтажный Калининский универмаг Ленинграда не менее ценен для истории, чем классические ансамбли Петербурга.

Рабочие поселки Берлина, построенные в первые десятилетия ХХ века — до гитлеровской эпохи национал-социализма — по проектам немецкого архитектора-конструктивиста Бруно Таута, тщательно отреставрированы и полностью сохранены. «Город-сад Фалькенберг» в берлинском районе Трептов-Кёпеник, поселок «Хуфайзен» в Брице, лесной поселок «Хижина дяди Тома» в Целендорфе, жилой поселок Карла Легина в районе Пренцлауэрберг — гордость столицы, достопримечательность для туристов.

Жилмассивы, возведенные в Ленинграде в 1920 — 1930-х годах на рабочей Выборгской стороне, лучше никому не показывать, настолько это ветхое и запущенное жилье. Люди в нем десятилетиями маются, мечтают выехать из того, что в довоенную эпоху было пролетарским раем: после житья в деревянных бараках окраин и в гнилых подвалах дворов-колодцев исторического центра. Кондратьевский жилмассив и Батенинский, что на Лесном проспекте, производят сейчас впечатление полной разрухи.

— Понятно, как немцы строили и каким было качество советского довоенного строительства, — говорят архитекторы с учеными степенями.
— При строительстве решающую роль играла минимизация затрат, — поясняет Владимир Трушковский, руководитель группы экспертов, по заданию КГИОП обследовавших этой осенью состояние корпусов, объединенных адресом: Кондратьевский проспект, 40. По этому адресу располагаются двенадцать жилых домов, один бывший детсад и Калининский универмаг.

Первоначально половина квартир в этом образцовом городке проектировалась с ванными комнатами. Но подсчитали, что отказ от ванных даст 5% экономии в затратах на строительство, и в 1929 году не разрешили строить новые дома для рабочих с ванными. Немцы ставили в домах бетонные перегородки — наши сооружали перекрытия, засыпанные строительным мусором, и так далее.

Эксперты пришли к выводу, что эти жилые здания «находятся в недопустимо аварийном состоянии». Рекомендация группы Трушковского — оставить только дома, идущие по Кондратьевскому и Полюстровскому проспектам (причем жилой дом на Полюстровском надстроить), а «начинку» жилмассива воссоздать из современных материалов. В Единый государственный реестр объектов культурного наследия эксперты советуют поставить не более четверти этого комплекса. Если так сделать, то ничто не помешает строить внутри городка что угодно.

Детский сад внутри образцового пролетарского квартала давно стоит заброшенным.

Члены Совета по сохранению культурного наследия с таким выборочным подходом не согласны. Они за то, чтобы сохранить всю градостроительную и объемно-пространственную композицию комплекса «Кондратьевский жилмассив».

— Это единый объект, уникальный как градостроительный и как социальный, — говорит профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Семенцов. — Нельзя резать его на отдельные составляющие, изменять конфигурацию, надстраивать дома и прочее.

Члены совета засомневались и в той тотальной аварийности объектов, на которой настаивают эксперты. Тем временем треть жильцов уже расселены, а остальные сидят на чемоданах. Жилищный комитет намеревался расселить весь Кондратьевский жилмассив еще к 2011 году. А планы по сносу домов и реконструкции квартала в целом были объявлены еще в 2008 году.

— По городской программе здесь планируется строительство социального жилья, — поясняет эксперт Трушковский.

Но если комплекс войдет в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России, за что и выступает Совет по сохранению культурного наследия, никакого строительства здесь не будет. И окрестности Кондратьевской площади не прирастут «хрущевками, поставленными на попа», — как именуют сами наши архитекторы то многоэтажное снаружи и малогабаритное внутри, что возводится в Петербурге под брендом социального жилья.

 

 

Алла РЕПИНА, фото автора
↑ Наверх